Зачастую социальные программы становятся для компаний «вишенками на торте» — nice-to-have инвестициями, которые не воспринимаются руководством как нечто существенное для бизнеса. В хорошие времена, когда бюджет позволяет «заниматься благотворительностью», компании активно развивают программы корпоративной социальной ответственности (КСО) – безвозмездно делясь с обществом излишками своего дохода. Но когда компания испытывает сложности и вынуждена сокращать расходы, именно социальные программы первыми попадают под сокращение. Ведь бизнес от этого не пострадает.

Именно эту парадигму мы должны менять.

Как? Прежде всего, говорить с бизнесом на одном языке – на языке прибыли. Поддержка социальных проектов должна быть выгодной компаниям. Социальные программы должны быть обязательным условиям ведения бизнеса, принося репутационную выгоду, налоговые послабления и прочие плюшки.

Поэтому при разработке КСО программ необходимо учитывать реалии бизнеса, его интересы, цели и задачи, а также найти точки соприкосновения — общие интересы бизнеса и фонда. Из этого я хочу сделать следующие выводы:

  • №1. Программы КСО должны помогать решать задачи бизнеса
  • №2. Программы КСО должны быть стратегическими

Почему компании выбирают программы корпоративной социальной ответственности ?

Сегодня все больше компаний отдают предпочтение тем социальным программам и инициативам, которые помогают решать задачи бизнеса. Время «безвозмездной» благотворительности уходит. Эта глобальная тенденция, которую я наблюдаю в крупных международных компаниях. Если организация поддерживает благотворительные фонды без видимой причины – не получает от этого ни рекламы, ни финансовой прибыли – это совсем не значит, что этой причины нет. Например, для крупных промышленных предприятий поддержка социальных программ – это значимая часть стратегии компании, с серьезными бюджетами и тщательной проработкой на самом начальном этапе разработки проекта. Мы смотрим потенциальные риски, которые проект может принести в регион, — экономические, экологические, социальные и проч. После серьезного анализа рисков разрабатывается программа социальных инвестиций, определяется бюджет, выстраиваются отношения с администрацией региона, местными сообществами с целью обсуждения этапов программ.

Ваши сотрудники тоже хотят работать в социально ориентированных компаниях. Согласно исследованиям, 80% сотрудников ожидают от компаний-работодателей участия в социальных программах. При прочих равных в отношении цены и качества, клиенты сделают выбор в пользу того бренда, который более известен на рынке благодаря своей социальной политике. Компании стараются заполучить лучше кадры, но высококвалифицированных специалистов сложно переманить одними лишь материальными благами. Им нужно что-то большее – значимость, репутация и социальная ответственность.

И в заключении. Если вы определились с социальной программой, у вас есть бюджет и поддержка руководства, потратьте немного времени, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • А что будет с программой через год?
  • Какую ценность принесет компании новая социальная программа?
  • Что, если в следующем году мы не сможем продолжить финансирование?

Мировые тренды развития КСО и российская реальность

В ходе реализации стратегий в области социальных инвестиций в мире предпочтение отдается проектам по инвестированию в «человеческий ресурс» – это тренинги, программы повышения квалификации. Однако в России зачастую первичными является запросы на финансирование – ремонт объектов, закупка оборудования и прочее. Мы можем обучать школьников основам безопасности дорожного движения, но если около школы отсутствует инфраструктура, позволяющая соблюдать эти правила, то такое обучение оказывается малоэффективным. Поэтому нужно подходить к таким проектам комплексно.

Основные КСО риски и пути их решения

Если говорить о рисках в области социальных инвестиций, то это в основном это репутационные риски. Конечно, всегда существует риск недобросовестных подрядчиков. Но можно их минимизировать, работая с компаниями, которые давно зарекомендовали себя на рынке, имеют прозрачную отчетность, а также соблюдают мировые и российские требования законодательства к ведению бизнеса.

Проблемы, на мой взгляд, могут возникнуть тогда, когда компания по тем или иным причинам решает выйти из проекта и прекращает поддержку социальных программ в регионе. Чтобы избежать подобных рисков, нужно старается выбирать объектами социальных инвестиций такие программы, которые смогут продолжить свою деятельность даже в случае, если компания прекратит их поддержку.

Рекомендации компаниям, которые только начинают работать в области корпоративной социальной ответственности

Если компания приняла решение начать работу в области КСО, прежде всего, необходимо разработать долгосрочную стратегию в области социальных инвестиций, которая должна отвечать на вопросы: «кто?», «что?», «зачем?», «как?», «почему?». Я уверена, что долгосрочный подход к ведению социальных проектов – залог успеха в области КСО. Социальные инвестиции должны быть стратегическими.

Далее, необходимо выбрать «правильное» направление социальных инвестиций, которое сможет помочь компании зарекомендовать себя как «доброго соседа» в глазах ваших партнеров и местных сообществ. Выберите три стратегических направления, в рамках которых вы будете реализовывать свои социальные проекты. И, конечно, необходим постоянный диалог с местными сообществами, которые подскажут вам наиболее эффективное направление социальных инвестиций.

Автор: Мария Реутская

Блог — Мария Реутская

 

Полезные материалы на тему мотивации и оплаты труда

0.5