Организационная эффективность

Организационная эффективность — это одна из основных задач, за которую борется весь менеджмент компании от генерального директора до директора по персоналу. Организационная эффективность (лат. — исполнение, действие) определяет способность организации быть конкурентной в своем сегменте бизнеса и достигать поставленных бизнес-целей с наиболее выгодным соотношением результатов и затрат.

Что такое организационная эффективность управления персоналом

Понятие организационной эффективности обычно включает в себя оценку деятельности всех основных функций: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом по шкале  — сделанные затраты vs полученный результат. В зависимости от выбранной стратегии каждая организации индивидуальным образом определяет, что входит в конкретные параметры эффективности управления персоналом. Обычно компании тем или иным способом оценивают вклад системы управления персоналом в достижение общей организационной эффективности по качеству, полноте и своевременности решения вопросов с предоставлением человеческих ресурсов.

Факторы, влияющие на организационную эффективность

Многочисленные бизнес-теории выделяют различные факторы, влияющие на организационную эффективность. Наиболее общие из них:

  • размер организации и степень разнообразности ее деятельности;
  • география ее деятельности;
  • уникальные конкретные преимущества;
  • динамизм внешней среды;
  • стратегия, реализуемая организацией;
  • организационная структура;
  • организационная культура и отношение к организации ее руководства и сотрудников;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами (технологии, финансы, человеческие ресурсы).

Виды организационной эффективности

С учетом многозначности и размытости понятия организационной эффективности и многочисленности моделей организационной эффективности существует много видов эффективности, классифицируемых по различным признакам.

  • Общая организационная эффективность обычно включает в себя четыре основных параметра: внешняя эффективность, внутренняя эффективность,  стратегическая эффективность и экономическая эффективность.
  • Внешняя эффективность — это способность организации воспользоваться своими внешними рыночными конкурентными преимуществами (география, доступ к внешним ресурсам и технологиям, административный ресурс);
  • Внутрення эффективность — насколько эффективно компания распоряжается своими внутренними ресурсами.
  • Стратегическая эффективность — это мера способности компании правильно выбирать и реализовать стратегию для своего бизнеса.
  • Экономическая эффективность свидетельствует о финансовой результативности организации в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах.

 

Влияние организационной культуры на эффективность организации

Организационная культура — это некая совокупность ценностей и норм поведения, принятых в организации (иными словами — корпоративная культура). Зачастую она тем или иным образом связана с миссией и ценностями компании. Существует расхожее выражение, что “организационная культура ест стратегию на завтрак”. Этой фразой социологи и бизнес-консультанты хотят сказать, что организационная культура во многом определяет эффективность бизнеса, поскольку формирует подходы к постановке бизнес задач, способы внутренней коммуникации, методы принятия решений, систему мотивации персонала и инструменты поощрения и наказания персонала. Если в компании сформировалась корпоративная культура, которая не соответствует выбранной стратегии, организационная эффективность компании будет очень низкой.

 

Оценка организационной эффективности

Когда речь заходит об оценке организационной эффективности управления персоналом, принято выделять два крупных кластера показателей:

  • экономическая эффективность;
  • социальная эффективность.

Экономическая эффективность чаще всего оценивается с точки зрения отнесения затрат на персонал и прибыльности на одну единицу штатного расписания. Социальная эффективность измеряет уровень эффективного использования потенциала человеческих ресурсов. Ее могут оценивать индексными методами:

  • показатель вовлеченности персонала;
  • коэффициент текучесть кадров и показатель лояльности;
  • индекс креативности и инновации.

Показатели эффективности организационной структуры

Показатели эффективности организации обычно учитывают многие параметры и в крупных компаниях оцениваются через систему сбалансированных показателей. Показатели управления персоналом могут включать в себя различные абсолютные и относительные KPI, среди которых может быть показатель эффективности организационной структуры. На него обращают внимание, если для компании важно решить проблему раздутости своего штата или эффективного распределения человеческих ресурсов по функциям компании. Примерами индексов эффективности организационной структуры являются:

  • соотношение персонала производственного подразделения, продаж и маркетинга и вспомогательных структур;
  • соотношение сотрудников франт офис vs бэкофис;
  • соотношение руководящих позиций и общей штатной численности персонала.

Повышение организационной эффективности

Из-за высокой конкурентности внешней среды менеджмент компании часто сталкивается с задачей постоянного повышения экономической эффективности организации. Нередко такая задача может включат меры по повышению организационной эффективности управления персоналам. Как правило, в такой ситуации возникает вопрос об оптимизации затрат или повышении продуктивности персонала. Стратегия повышения организационной эффективности через понижения затрат включает в себя:

  • мероприятия по реорганизации и сокращению штатной численности;
  • мероприятия по сокращению издержек на фонд оплаты труда и компенсаций;
  • эффективное использование методов аутсорсинга.

Стратегия повышения продуктивности персонала предприятия может быть нацелена на:

Полезные материалы на тему организационная эффективность

Корпоративная культура ест стратегию на завтрак

Корпоративная культура ест стратегию на завтрак

«Культура ест стратегию на завтрак» — Питер Друкер. И не важно, какими потрясающими были ваши планы по выведению нового продукта на рынок, если, в конечном счете, культура искажает исполнение. Организационная культура – это по факту то, как принято делать работу...
Корпоративная культура Starbucks – Все дело в людях

Корпоративная культура Starbucks – Все дело в людях

«Наш бизнес — это люди, которым мы подаем кофе, а не кофе, который мы подаем людям». Говард Бехар Спешу поделиться впечатлением об удивительной книге, автор которой рассказывает о том, как можно построить компанию-гиганта мирового уровня, руководствуясь любовью и...
33 невероятных привилегии, которые Google, Netflix и другие топ-компании предлагают своим сотрудникам

33 невероятных привилегии, которые Google, Netflix и другие топ-компании предлагают своим сотрудникам

Facebook, Google, Netflix и другие большие соревнуются за лучших сотрудников. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе, они предлагают лучшие льготы и привилегии. В этой статье вы узнаете, как компании поднимают свои стандарты, предлагая сотрудникам бесплатную пищу,...
Кейс про отзывы или как работать с отзывами работников

Кейс про отзывы или как работать с отзывами работников

Кейс про негативные отзывы работников Руководитель компании, для которой мы подбирали персонал, пожаловался на то, что соискатели во время интервью часто задают вопросы, почему в сети много негативных отзывов от бывших работников. Оказалось, что 1-ю позицию поисковой...
Кейс: как платить сотрудникам только за продуктивную работу

Кейс: как платить сотрудникам только за продуктивную работу

Как компьютерная программа помогла сократить потери рабочего времени в 7 раз и увеличить прибыль на 10 %. Инжиниринговая компания «Охранно-пожарная безопасность» (ОПБ) проектирует инженерные системы зданий, разрабатывает системы противопожарной защиты и системы...
0.5