Современное общество помешано на играх. В общем как-то игры любили всегда – футбол, волейбол, шашки-шахматы, классики и резиночки, казака-разбойники и многое другое. Потом в добавок к этому мир наводнили различные игровые приставки и компьютерные игры. Игра по-английски «гейм», и так как англицизмы уже наводнили все языки мира, мы тут тоже не будем отставать от модных трендов и будем говорить о «геймификации» современного общества.

О причинах растущей любви к играм можно рассуждать долго. Если просто кратко их обозначить, то исследователям кажется, что основными причинами подобного явления можно считать глубочайший инфантилизм (быть вечными детьми ведь гораздо удобнее), а также, вероятно, желание уйти от грубой и жесткой реальности в придуманный мир. Есть и еще одно объяснение – это азарт, адреналин, желание разнообразить рутину и однообразие каждодневных дел. Люди стремятся раскрасить эмоциями свою жизнь, а элементы игры – это самое приятное, что можно изобрести в этой связи! Вот об этом мы и поговорим.

Технология геймификации

геймификация мотивацияГеймификацию можно определить как применение элементов, технологий и практик игр к различным сферам жизни и деятельности. Геймификация очень быстро распространилась практически на все сферы нашей жизни. Не исключением явилась и геймификация в управлении персоналом. Начало было положено в 2000 годах. Элементы геймификации вводились коммерческими компаниями на довольно бессистемной основе с целью усовершенствования бизнесс-процессов и улучшения результатов деятельности. С течением времени, когда в российскую жизнь начало поступать все больше и больше западных практик и технологий, популярность вводить игровые элементы в деятельность компаний невероятно возросла. Геймификация в HR в том числе раскрылась во многих направлениях этой сферы деятельности: подбор персонала, адаптация персонала, оценки, обучение персонала, организационная эффективность.

Например, в процессе рекрутинга используется очень много элементов геймификации: кандидатам предлагают пройти различные тесты, иногда в рамках деловых игр и бизнес кейсов представить себя в роли кого-то, и на основании результатов оцениваются потенциал и мотивация кандидатов, их способность принимать решения в той или иной ситуации, а соответственно, и их пригодность для работы в данной компании. Целый ряд компаний уже на этапе скрининга кандидатов, предлагают участникам пройти отборочные тесты в форме он-лайн игры. Победителей ждет приз в виде трудоустройства.
Примеры геймификации в подборе персонала:

Примеров геймификации в области организационной эффективности могут служить различные виды командообразующих игр, опять же, так называемый на любимый английский манер тимбилдинг (teambuilding). Это чистый метод геймификации в управлении персоналом – когда сотрудники компании или отдельных подразделений оказываются в неформальной обстановке и выполняют те или иные игровые или деловые задания. Подобные мероприятия очень сплачивают коллектив, раскрывают какие-то скрытые таланты и потенциал сотрудников, позволяют им показать себя с лучших сторон. Данный метод является очень мощным средством повысить мотивацию и лояльность персонала.

Данные методы хороши как инструмент активизации вовлечения персонала в корпоративную культуру и деятельность компании. Вовлеченные сотрудники намного более активно и креативно работают и переживают за успехи своего работодателя. Коллективные игры, конкурсы и соревнования — все это создает атмосферу участия сотрудника в делах коллектива и компании.

Геймификация в управлении персоналом используется как при найме на работу, так и в процессе развития и обучения персонала. Грамотные кадровики уделяют большое внимание росту сотрудников и в этом сильно помогают элементы геймификации. Примеров геймификации в области обучения развития персонала множество. Существует бесчисленное количество игровых обучающих программ, которые нацелены как на повышение личностных, управленческих, лидерских и профессиональных качеств сотрудника.

Также есть много игровых способов, чтобы повышать креативность сотрудником, а это очень помогает развитию бизнеса.

Критика методов геймификации

геймификация в hrОднако, несмотря на все позитивныеаспекты, которые заметны при применении геймификации в управлении персоналом, внедрение этого инструмента идет довольно медленно как на Западе, так и в России. По статистике около 30% специалистов по управлению персоналом российских предприятий вообще никогда не слышали о таком явлении как геймификация.  Получается, что этот мощный инструмент остается совершенно недоиспользованным и недооцененным в мире. Там, где все же используется данный инструмент, часто он применяется в сыром виде, проекты по внедрению данного элемента разработаны не до конца и потенциал не раскрыт полностью. Есть также критики, которые связывают термин геймификации с игрой и далее с потерей производительности, так как в ментальной сфере человека игра и работа являются противоположными понятиями.

Таким образом, необходимо повышать уровень образованности руководителей предприятий, а также специалистов в области управления персоналом в плане того, что геймификация является мощнейшим инструментом развития бизнеса, который при разумном применении способствует повышению лояльности и мотивации персонала.

0.5