Оценка эффективности управления персоналом
Количество политик и процедур на данный момент по выбранной категории: 25
Человеческий капитал — наиболее значительный и не предсказуемый ресурс, поэтому очень важно, чтобы каждая компания задумалась об оценке эффективности своих кадровых решений. Директора по персоналу выделяют две основные, уникальные особенности человеческого ресурса.
- Изменчивость и не предсказуемость персонала, как ресурса предприятия. Если в финансах или, скажем, в ИТ, 2+2 всегда даст 4, то с человеческим ресурсом результат многовариантен и труднопросчитываемый.
- Мобильность ресурса. Компании не создают идеи или делают революционные прорывы в технологиях. Это делают люди, работающие в этих компаниях. И эти люди в один прекрасный день могут спокойно уйти к конкурентам.
Производительность компании сильно зависит от производительности труда человеческого ресурса, а производительность персонала напрямую связана с качеством кадровых решений. Без нужных людей, хорошо выполняющих свои обязанности, ни одна организация или компания не сможет достичь поставленных целей.
Сам человеческий капитал, как ресурс предприятия, довольно сложен в руководстве. Для этого есть целый ряд причин:
- каждый сотрудник — это личность со своими сложностями и особенностями характера, поэтому мотивировать его на успешную работу необходимо с индивидуальным подходом;
- зачастую кадровые решения жестко регулируются законодательно и требует хорошей коммуникации.
Сложность оценки качества управления кадрами заключается в отсроченной эффективности, когда результат работы HR управления становится заметным лишь спустя время. Многие компании для оценки работы кадровой службы разрабатывают системы показателей эффективности (KPI), связанных с общей стратегией компании.
Содержание статьи:
- Анализ и оценка эффективности управления персоналом
- Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом
- Показатели эффективности управления персоналом
- Методы оценки эффективности управления персоналом
- Оценка экономической социальной эффективности управления персоналом
- Оценка эффективности совершенствования системы управления персоналом
- Бесплатный каталог процедур и показателей эффективности управления персоналом
Скачать бесплатные образцы процедур и показателей эффективности управления персоналом
- KPI ДЕПАРТАМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- АНКЕТА ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
- АНКЕТА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ
- АНКЕТА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКА ОБРАЗЕЦ
- ВЫХОДНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРИ УВОЛНЕНИИ
- ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКОВ
- КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА КОМПАНИИ образец
- КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КОМПАНИИ
- КОРПОРАТИВНЫЙ СТАНДАРТ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ
- ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГЛОБАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И КОМАНДИРОВОК
- ПОЛИТИКА О НЕ РАЗГЛАШЕНИИ КЛИЕНТСКИХ ДАННЫХ
- ПОЛИТИКА ПО ВОЗВРАТУ ИМУЩЕСТВА РАБОТОДАТЕЛЯ В СЛУЧАЕ УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКА
- ПОЛИТИКА РАССМОТРЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЖАЛОБ ОТ СОТРУДНИКОВ
- ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ ИМИДЖ ПОЛИТИКЕ
- ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
- ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОВ
- ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТЕ ПЕРСОНАЛА
- ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТИЛЯ ОДЕЖДЫ
- ПРИМЕР HR МЕТРИКИ
- ПРИМЕР КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ
- ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИE
- СИСТЕМА РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ
Банк Должностных инструкций | Полезные материалы | ||
---|---|---|---|
Библиотека Политики и процедуры | HR Статьи | ||
Нужны cвежие идеи? | HR видео |
Анализ и оценка эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом — важная задача топ-менеджмента. Достижение запланированных результатов в установленные сроки, реализация стратегических целей компании зависит от профессионализма работников и их готовности продуктивно работать. Вот ряд базовых показателей, которые обычно стараются отслеживать в области управления персоналом:
- затраты на персонал
- штатная численность
- эффективность подбора персонала
- уровень профессиональной подготовки
- продуктивность и производительность персонала
- качество кадрового резерва
- текучесть кадров
- уровень вовлеченности персонала.
При определении уровня работы HR-менеджмента учитывается экономическая и социальная эффективность данного подразделения. Эти виды находятся в тесной связи друг с другом, но они могут играть разную роль. Для определения экономической эффективности учитываются следующие характеристики:
- отношение затрат на персонал к приросту производительности;
- соотношение регулирования сотрудников и объемов продукции;
- прирост затрат на HR-управление к расходам на техническое переоснащение производства.
К социальным видам эффективности относят: удовлетворенность условиями труда, рост профессионализма, показатели текучести.
Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом позволяет проводить ревизию кадрового ресурса предприятия и системы HR менеджмента. Собранные данные позволяют компании лучше:
- прогнозировать потребность в квалифицированных кадрах
- определять потребность в обучении сотрудников, повышении квалификации
- оценивать соотношения между количественным и качественным составом руководящего и подчиненного персонала
- выявлять необходимость реорганизации структуры предприятия, кадрового состава
- оценивать конкурентное положение компании на рынке труда.
Сложность с оценкой эффективности управления персонам заключается и в том, что только количественные критерии не обязательно будут самыми объективными и информативными для анализа качества управления. Поэтому на практике используется комбинация количественных и качественных методов оценки. В самом общем виде современные подходы к определению продуктивности управления человеческим капиталом можно разделить на 3 категории.
- Критериями качества управления работниками служат показатели производства: прибыль, рентабельность, затраты на выпуск единицы продукции, дивиденды на 1 акцию.
- Используются результативность и сложность работы: производительность, фонд оплаты труда, удельный вес расходов на персонал в себестоимости продукции, темпы роста производительности человеческих ресурсов.
- Используются мотивация персонала и социально-психологическая обстановка в коллективе: текучесть, затраты на обучение, уровень квалификации, расходы на реализацию социальной программы, вовлеченность.
Перечисленные выше подходы могут комбинироваться между собой, в соответствии со стратегией управления персоналом, бизнес моделью и видом деятельности предприятия.
Показатели эффективности управления персоналом
Данные результативности, производительности труда и эффективности разделяются на ряд основных критериев:
- производительность труда — это объем проданной продукции на одного работника, либо объем прибыли, полученной на одного сотрудника до уплаты налогов;
- качество услуг или продукции — количество брака за период времени, количество претензий;
- затраты на сотрудников — общие издержки предприятия на персонал к объему реализованной продукции за период;
- эффективность программ и процессов управления персоналом — затраты на отдельные программы по ведению работников в пересчете на одного человека;
- морально-психологический климат, взаимоотношения между сотрудниками, с менеджментом, с поставщиками и клиентами;
- степень удовлетворенности персонала — текучесть кадров, мотивация, совпадение целей компании и работников, количество нарушений дисциплины.
Еще один способ оценки эффективности управления персоналом предприятия — это среднегодовая выработка на одного работника. Определяется он как отношение среднегодового объема проданной продукции или услуг к среднесписочному количеству сотрудников.
Методы оценки эффективности управления персоналом
Другой аспект оценки эффективности управления персоналом затрагивает вопрос качества трудовых ресурсов. Для его оценки используются следующие факторы:
- карьерный рост;
- образование и квалификация;
- состав по возрастным и гендерным характеристикам;
- психологические параметры руководителей.
Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом
При проведении оценки эффективности системы управления персоналом важный этап — грамотная постановка целей. Менеджмент должен иметь конкретное представление для чего используются полученные данные. Исходя из этого, выбор критериев и методов будет значительно упрощен.
При оценке экономического влияния системы управления в качестве сквозного критерия для компаний любого типа можно назвать среднегодовую выработку на одного работника, а не ко всей численности персонала. Показатель отображает продуктивность работы сотрудников, качество труда, адекватность оплаты. Его можно сравнивать с базовым периодом, прогнозировать, рассчитывать для различных планов и кадровых решений.
Социальную эффективность управления в большинстве случаев измеряют коэффициентом текучести. Он определяется как отношение уволенных специалистов к среднесписочной численности работников в организации. Но специфика некоторых фирм предполагает постоянную текучесть кадров, поэтому в качестве критериев измерения социальной эффективности могут выбираться вовлеченность персонала.
Оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом реализуются как комплексный анализ, дающий всестороннюю информацию для менеджмента.
В качестве типичного примера оценки системы управления персоналом стоит привести компанию «Путешественник», работающую в области туристического бизнеса. Это компания работает на рынке услуг, и качество обслуживания в этой сфере бизнеса может быть конкурентным преимуществом. Вежливый, отзывчивый персонал, помогающий организовать отдых клиентов, — залог успеха турфирмы. Здесь от персонал зависит многое.
Подбор сотрудников в «Путешественник» ведется по нескольким критериям. Идеальный менеджер по продажам обладает следующими характеристиками:
- высшее образование в сфере туристических услуг;
- знание минимум одного иностранного языка;
- наличие опыта работы;
- клиентоориентированность;
- ответственность;
- желание и способность постоянно совершенствоваться;
- внимательность и аккуратность;
- стрессоустойчивость;
- умение работать в команде.
Управление кадрами решает задачи: потребность в новых работниках, их найм, подготовка, определение уровня компенсации. В компании «Путешественник» действует отлаженная система оценки сотрудников. Мотивация основана на прозрачной системе вознаграждения, предоставляются возможности для планирования карьеры, профессионального роста, повышения квалификации.
Для оценки эффективности системы управления персоналом в туристической компании проводится ежеквартальный мониторинг показателей работы. Анализируются общие данные и достижения каждого из менеджеров. Из-за сезонности бизнеса трудовые показатели производительности сравниваются с аналогичным периодом прошлого года. С периодичностью в 6 месяцев проводится анкетирование для определения атмосферы в коллективе, степени удовлетворенности персонала, мотивации и лояльности к компании.
Оценка эффективности совершенствования системы управления персоналом
Оценка эффективности системы управления персоналом проводится по трем различным направлениям.
Первое — оценка организации управленческого труда в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Второе — оценка современных технологических решений в области управления персоналом.
Третье — анализ качества менеджмента и будущего кадрового резерва.