Цели занятия: оживление ощущений и эмоций, отработка эффективных способов реагирования, осмысление качественных изменений, которые произошли с группой и отдельными участниками.
Время: 60 мин.
Упр. 1.
Упражнение направлено на “оживление” ощущений, эмоций. Помогает участникам “включаться в прошлые ситуации и воспроизводить их во всех модальностях.
Группа образует круг лицом друг к другу. Ведущий называет предметы. Например: гирю, ежа, котенка, шар и т.д. Участники изображают передачу предметов по кругу.
Инструкция: Представьте, что вы держите в руках живого котенка. Изобразите, как это может выглядеть. Для этого хорошо, в деталях вспомните эту ситуацию. Вспомните, как он двигается, как умывается, как ест и т.д. Обращайтесь с ним так, будто это происходит в реальности. Поиграйте с ним и передайте следующему партнеру.
Упр. 2.
Ниже приводятся некоторые ситуации. Попытайтесь вжиться в них, представить, что вы — главное действующее лицо. Опишите какой была ваша первая искренняя реакция в этой ситуации.
Ситуация 1
В школу приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя учителя в том, что он предвзято относится к ее сыну.
Какой будет твоя наиболее вероятная реакция (жестами, словами)?
Ситуация 2
Ты приходишь уставший домой и узнаешь, что твой ребенок пропустил уроки в школе, нагрубил учителю.
Как ты отреагируешь по отношению к ребенку (жестами, словами).
Ситуация 3
Около входа в школу тебя закидали снежками ребята. Ты не знаешь, почему они это сделали?
Твоя реакция (жестами, словами)?
Упр. 3.
Как выйти из контакта? Порой это сделать довольно трудно. Особенно когда мы торопимся, опаздываем. Попробуем пережить эту сложную ситуацию. Для начала разобьемся на пары. Представьте, вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но взглянув на часы, понимаете, что вам пора идти. Не забудьте, вам надо достойно выйти из контакта. Итак, распределите роли. Начинаем выходить из контакта.
Ну, а сейчас нужно оценить, кто из участников нашел наиболее удачный выход из контакта. Каждый поднимите руку, на которой будет столько раскрытых пальцев, во сколько вы оценили успех своего коллеги. Каждый может посмотреть и увидеть взаимные оценки.
Упр. 4.
Походка изящества и силы.
Для выполнения упражнения предлагается:
а) выполнить движения, восстанавливающие сбалансированность походки (для этого нужно сместить центр тяжести тела посредством наклона туловища влево и вправо и сделать в каждом из указанных положений 12-14 шагов);
б) вспомнить ресурсное состояние (связанное с переживанием радости, успеха и прилива сил), ощутить его всем существом и это ощущение силы передать собственной походкой, сохраняя непринужденность.
Освоение упражнения способствует мобилизации ресурсов; поддержанию положительного эмоционального тонуса; сохранению элементов походки, отражающих собственный имидж и повышающих его устойчивость.
Упр. 5.
Описание. Участники расходятся по помещению. Каждый в отдельности анализирует взаимоотношения, сложившиеся за время совместной работы, и свое место в них. Используя партнеров, каждый участник, по очереди, выражает эти моменты в группе в форме пантомимы, или скульптуры, или любым другим способом. Затем группа обсуждает увиденное и прочувствованное.
Возможные варианты: предлагается построить скульптуру, каждому свою, отражающую, с точки зрения отдельного участника реальные групповые отношения на данный момент. Один строит, другие служат материалом для скульптуры. Когда скульптура будет построена, возможно выражение чувств участников звуками или мелодиями. Затем следующий участник строит свою скульптуру. Достоверной считается та скульптура, чье звуковое воплощение наиболее гармонично, т.е. позитивно принято группой. Данная скульптура отражает те взаимоотношения, которые воспринимаются большинством в группе, как имеющие место в реальности.
Замечания ведущему. Упражнение направлено на выяснение сложившихся взаимоотношений в группе. Оно служит источником важной информации о реальных процессах для участников группы.