Существующие модели лидерства определяют межличностные отношения в коллективе, специфику деятельности компании, ее культуру и сильно влияют на результаты бизнеса. Для менеджмента управленческие качества приоритетны и являются залогом эффективной и прибыльной работы компании.
Содержание
- Модели руководства и лидерства в организации
- Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
- Личностная модель лидерства
- Поведенческая модель лидерства
- Ситуационная модель лидерства
- Интегральная модель лидерства
- Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго
- Концепция харизматического лидерства
- Концепция преобразующего лидерства
- Концепция атрибутивного лидерства
- Современные модели лидерства
Модели руководства и лидерства в организации
Обязательное условие для формирования моделей лидерства — власть на формальном и неформальном уровнях. Формальный лидер занимает вышестоящую должность, откуда оказывает влияние на коллектив.Неформальному руководителю, обладающему лидерскими качествами, свойственно находить признание социального, психологического и эмоционального характера в коллективе.
Лидерство, зачастую, развивается постепенно, имеет несколько ступеней роста:
- Внутреннее. Появляются базовые предпосылки для выбора управления — самомотивация, активность, ответственность.
- Контекстуальное. Микролидерство — временное, продиктованное необходимостью явление, которое проходит, как только ситуация перестает быть актуальной.
- Командное. Макролидер — идейный, инициативный вдохновитель для команды или последователей, ответственен за группу, умеет поставить тактические задачи и решать их.
- Стратегическое. На уровне металидерства глобальному лидеру свойственно умение грамотно вести стратегию организации, формировать ее концепцию, планировать дальнейшие перспективы.
Воздействовать на коллектив с целью достижения результата может человек, обладающий дальновидностью, способностью к мотивации команды, интуитивной чувствительностью к переменам в социуме.
В зависимости от поведенческого подхода к управлению, характера взаимодействия с подчиненными, руководитель обладает собственным стилем. Курт Левин (немецко-американский психолог) выделял следующие стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный. По классификации Хауза — Митчелла (авторов лидерской модели “путь — цель”) существуют директивный, поддерживающий, участвующий и ориентированный на достижение варианты управления. Наработки этих именных легли в основу современного изучения моделей лидерства, которые рассматривают индивидуальные техники мотивации.
Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
Личностная модель лидерства
Модель личностного лидерства формирует соотношение между персональными качествами и эффективностью постановки задач. Для руководителя группы характерно создание образа героя, который проявляет заботу об окружающих и себе самом. Модель была разработана Ральфом Стогдиллом, который выявил следующие факторы, отвечающие за успешность:
- сочетание врожденных (наследственных) характеристик и типа темперамента;
- индивидуальные черты характера, выработанные на протяжении многих лет;
- поведение, возникшее в результате обучения навыкам общения и мыслительным способностям;
- кризисные ситуации, которые дали стимул для саморазвития.
С его точки зрения личностная оценка лидера зависит от интеллектуальных, социально-экономических возможностей человека, его активности, жизненных ценностей и потребностей.
Поведенческая модель лидерства
Поведенческие факторы лидерства проявляются как манера поведения руководства в кругу подчиненных и коллег. Инструмент для оценки этих факторов был разработан учеными Робертом Танненбаумом и Уорреном Шмидтом и назван «континуум лидерского поведения». Он во многом отражает теорию руководства профессора Ренсис Лайкерт, американского социального психолога и исследователя проблем организаций, организационного поведения и управления, в которой предложены и описаны 4 стиля лидерства.
- Эксплуататорски-авторитарный. Подчиненный эксплуатируется авторитарным начальником. Корпоративное общение — официальное, недоверчивое, мнение персонала не учитывается, возникают конфликты.
- Благосклонно-авторитарный. Основа на модели поведения снисходительного благожелательного управленца, который рассматривает участие коллектива в принятии решений. Мотивационные факторы: поощрения и неизбежность наказания. Принцип кнута и пряника.
- Консультативный. Руководитель частично доверяет персоналу, но контролируют принятие решения и его воплощение. Мотивациями выступают повышения и карьерные возможности, материальные и моральные вознаграждения, наказания.
- Вовлеченный. Взаимодействие команды и лидера основывается на децентрализованных групповых решениях. Организация труда —командная, приветствуется коллегиальные отношения, совместный контроль и частичное делегирование полномочий.
Большинство поведенческих теории лидерства акцентируют внимание на разделении человеком корпоративных целей и прямой зависимости вознаграждения от степени приобщения к задачам компании.
Ситуационная модель лидерства
Ситуационная модель руководства рассматривает планирование поведения подчиненных с учетом их индивидуальных характеров, сложности задач и данных, доступных для управленца. Теория Херси — Бланшара позиционирует лидерство как социальную ситуацию со следующими стилями:
- директивный — лидеру требуется только приказывать;
- наставнический — возникает дискуссия, участниками которой становятся управляющий, продающий идеи и подчиненный;
- поддерживающий — начальник направляет команду и поддерживает ее активность в поиске решения;
- делегирующий — руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, у каждого члена которого есть личная ответственность.
Модели ситуационного лидерства характерно предотвращение ошибок персонала и разбор вариантов решения возникшей проблемы.
Интегральная модель лидерства
Для интегральной модели лидерства свойственный синтез, комбинация командного духа и харизматичности лидера. Лидер в этой модели реализует интегральную концепцию:
- соединяет индивидуальное и коллективное начало;
- формирует группу единомышленников;
- практикует интегральный подход;
- развивает навыки креативного мышления и поведения команды;
- использует стандартные приемы, методы и формы для создания структуры группы.
Лидером, выбравшим комбинированную стратегию управления, может быть только целостная аутентичная личность, которая расценивает корпоративную полезность себя и окружающих.
Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго
Для установления адаптивного стиля управленческого лидерства Виктор Врум и Филипп Йеттон разработали модель, которая определяет его в каждой конкретной ситуации. Она опирается на специфику коллектива и особенности его задач. Шкала оценивания была дополнена Артуром Яго и определяет следующие виды руководства:
- единоличный выбор решения;
- учет мнения персонала;
- подробный анализ и поиск совместного выхода из ситуации;
- разделение сотрудников на группы для принятия решения.
Адаптивный подход предполагает концентрацию лидера на проблемной ситуации, и интенсивности задействования команды в зависимости от сложности задачи.
Концепция харизматического лидерства
Харизматический характер управления свойственен формальному и неформальному руководителю, который признается коллегам и является образцом для подражания. Харизма этого человека предопределяет результат внутриколлективного регулирования. Человек с яркой харизмой притягателен, обаятелен, умеет четко ставить задачи, дозировать поощрения и штрафные санкции, профессионал своего дела, держит коллектив на дистанции. Харизматический вид лидерства, зачастую, воспринимается как классический, канонический образ руководителя — вождя, растиражированный в книгах и голивудских фильмах. Он — сильная личность, способная воодушевить людей и повести их за собой. К нему прикованы все взоры в момент трудных решений. Он — человек-Титан.
Концепция преобразующего лидерства
Реформаторское лидерство заключается в мотивации группы на трансформацию интересов отдельной личности в приоритеты коллектива. Здесь начальник играет роль реалистичного новатора-творца, побуждающего каждого члена команды к достижению экстраординарных результатов и собственному личностному и профессиональному росту.
Модель восприятия лидера через призму окружающими фокусируется на:
- осознанном влияние на динамику команды;
- необходимость поддержки совместных усилий в коллективе;
- создание доверительной атмосферы между участниками коллектива;
- развитие эмоциональной связи между подчиненным и лидером.
Деятельность лидера-реформатора направлена на формирование сплоченной команды, способной к инновациям и переосмыслению процессов бизнеса.
Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивная концепция рассматривает характеристики наблюдательно-коррекционное лидерства. Руководитель здесь удаленно контролирует работу, анализирует уровень ее выполнения и проводит адаптацию собственных методик руководства в зависимости от целепологания. При поиске причин поведения подчиненного и возможности влиять на них лидером учитываются:
- особенности личности;
- специфика трудовой деятельности;
- текущие обстоятельства и микроклимат.
Начальник открыто взаимодействует с работником и коллективно обсуждает проблемные моменты и варианты выхода из них.
Современные модели лидерства
Внимание к лидерству и его моделям в корпоративном мире не утихает вот уже как 100 лет. Новые бизнес реали рождают новые модели лидерства и методы управления персоналом. В последнее время актуальными направлениями мысли в вопросе руководства и лидерства стали следующие концепции:
- Концепция пост-индустриального лидерства и Холакратия;
- Теория трансформационого лидерства;
- Культура лидерство в Agile;
- Необехейвеоризм.
Интересные материалы на эту тему:
Настоящее лидерство — это Армия сынок!
Лидерство — это как порнография…
Лидерство-упражнение 4: Создание гармонии