Упражнения: эффективность личной коммуникации
Время: 60 мин
Цели занятия: отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения, формирование индивидуальных способов эффективного общения.
Испорченный телефон
Выбирается пять человек из членов группы, непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остается один из пяти, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывается текст. Потом приглашается второй участник, первый сообщает ему все, что запомнил. Приглашается третий участник и т.д. Продолжается до тех пор, пока текст не повторят все пять участников.
“Положение серьезное, -сказал Пух, — надо искать спасение. Он схватил самый большой горшок с медом и спасся с ним на толстую-претолстую ветку своего дерева, торчавшую высоко-высоко над водой. Потом он опять слез вниз и спасся с другим горшком.
А когда все спасательные операции были закончены, на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стояло десять горшков с медом.
На другой день на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стояли четыре горшка с медом.
На третий день на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стоял один горшок с медом.
На четвертый день на ветке сидел Пух один-одинешенек.”
Ошибки возникают, т.к. партнерам мешают услышать слишком большое внимание к деталям, неспособность систематизировать информацию, привнесение собственных интерпретаций.
———————————— то, что думаем, хотим сказать
—————————— то, что говорим.
———————- то, что слышит собеседник.
————— то, что понимает собеседник.
Треугольник наглядно показывает объем недоговоренности, недостатка информации, недопонимания. Так как пустот в мире не бывает, то люди додумывают недостающую информацию, достраивают ее.
Услышь меня
Упражнение направлено на определение того, как мы умеем слушать другого. Для этого каждый участник называет два своих личностных качества, которые позволяют ему слушать партнера и два других, которые мешают ему слушать партнера. После того, как первый участник представился, второй должен повторить дословно сказанное им, а потом уже представиться сам. Третий участник должен повторить то, что сказал о себе предыдущий участник, а потом назвать свои качества и т.д., пока вся группа не представится.
После этого проводится опрос каждого из участников круга: ”Что было легче: повторять слова другого человека или говорить о себе?”.
Попроси меня
Как много зависит от того, как человека попросить о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого по существу зависит — “быть или не быть”. А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут повысить вероятность выполнения вашей просьбы.
Ну, давайте попробуем. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о каком-либо одолжении. Попросите у него дать на время очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу.
Собеседник всегда ценит тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость.
Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе у совсем незнакомого человека.
Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и значимости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это конечно размягчит жесткое сердце противника.
Известно, что когда к мужчине с просьбой обращается женщина, можно ожидать большего успеха.
Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать.
Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная из далека, попросите у него что-нибудь. Пожалуйста, начали.
Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется их прийдется вернуть, но первенство останется за тем, кто набрал большее число трофеев. Благодарим всех за участие, и особенно победителей.
Сто долларов
Сейчас каждый возьмет бумажку и нарисует на ней 100$. Ваша задача: в течении 30 минут завладеть хотя бы еще одной “купюрой”. Используйте все известные вам средства. Ситуации можете придумать, а можете брать из своего удачного опыта.
Итак, у кого больше всего? Какими способами вы пользовались? Поделитесь опытом.
Убеди меня
Как склонить человека встать на вашу точку зрения? Попробуем практически отстаивать свою точку зрения, но не путем спора с партнером, а используя попытку склонить своего партнера к вашей точке зрения, как бы косвенно используя в вашем разговоре некоторые приемы. Например, в 99 случаях из 100 люди не любят себя критиковать или признавать себя неправыми. Не говорите, что вы умнее. Воздерживайтесь от прямого высказывания своего мнения, если оно противоречит мнению других. Уважайте мнение других. Никогда не говорите прямо, что человек не прав. Если в разговоре выяснилось, что вы не правы, признайтесь в этом, причем в категорической форме. Разбейте разговор на несколько этапов, по каждому из которых ваш собеседник должен вам сказать “да”. Не давайте ему возможности говорить “нет”. Если человек согласиться с вами в 9 случаях, то скорее всего он согласится и в 10-ом. Давайте выберем наиболее актуальную на сегодняшний день тему для вашего разговора. Тут могут последовать любые вопросы. Инопланетяне — миф или реальность? Чудо — существует или нет? и т.д… Постарайтесь выбрать такую тему, где количество сторонников и противников примерно одинаково. На согласование темы и формирование сторон отводится 5 минут.
Итак, продолжим нашу работу. Сейчас, пожалуйста, разбейтесь на пары по своему усмотрению. Напарника себе выбирайте из противоположной команды. Можете сесть куда-либо в сторонку или стать где-то в уголок. Начните вашу дискуссию на несколько минут. Постарайтесь склонить своего противника на свою точку зрения. Победителем соревнования будет тот, кто смог это сделать по признанию собеседника. Напоминаем, какие приемы можно использовать в вашей беседе. Не старайтесь критиковать своего противника, особенно его личность, уходите от прямого спора, старайтесь свое мнение высказывать косвенно, подводя как бы собеседника к вашей точке зрения. Уступите собеседнику какие-то вопросы в начале вашего спора. Несколько раз повторенное им “да” может сказаться на окончательном ответе. Итак, начали.