ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ И ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА

Скачать Скачано: 519

«Проблема большинства организаций — это не то, что они мало знают, а то, что они не знают, что именно они знают»

К Нордстрем, Й. Риддерстарле «Бизнес в стиле фанк»

Цели и задачи обучения.

Ключевым моментом в организации обучения является определение потребностей компании. Обучение сотрудников проводится в соответствии с конкретными задачами, стоящими перед компанией. Определение потребности в развитии профессиональных знаний, навыков и способностей сотрудников и реализация программы обучения в соответствии с этой потребностью, позволяет повысить эффективность работы персонала, подготовить к изменению и расширению должностных обязанностей, способствующих карьерному росту  сотрудников и, тем самым, динамичному развитию компании.

Компания различает:

—          образование, как повышение общего образовательного уровня сотрудника, расширение эрудиции и

—          обучение, как приобретение компетенций, необходимых для успешного выполнения работы компании.

Компания отвечает только за обучение сотрудников в соответствии со стратегическими целями компании, развитием техники и технологий, созданием новых организационных структур, основанием новых видов деятельности.

Компания рассматривает затраты на обучение как инвестиции в развитие персонала, которые должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности и стоимости компании.

Виды обучения.

В компании существуют следующие виды обучения:

Корпоративное обучение (Массовое обучение сотрудников с привлечением  специалистов со стороны).
Индивидуальное обучение /Повышение квалификации.
Внутреннее обучение  (Инструктирование и обучение сотрудников специалистами компании).

Организация процесса обучения.

Основными документами, регламентирующими проведение обучения в компании, являются:

—          Кадровая политика в области обучения персонала;

—          План обучения;

—          Бюджет обучения.

Основным документом, определяющим порядок направления сотрудника на обучение, является  план  обучения персонала компании. Основой разработки плана является анализ потребности в обучении. При определении потребности в обучении учитывается следующие факторы:

—          Анализ результатов опроса сотрудников и руководителей

—          Стратегическое и оперативное планирование развития

—          Анализ работы компании в целом

—          Заявка на обучение от руководителей подразделений

Корпоративное обучение.

Компания берет на себя обязательство по организации и оплате корпоративного обучения по программам, разработанным с учетом потребностей компании с целью повышения компетенций сотрудников  для реализации стратегических целей.

Индивидуальное обучение.

Индивидуальное обучение сотрудника является значительным инвестированием в компетенции  конкретного сотрудника и  определяется индивидуально в каждом рассматриваемом случае.

Порядок организации обучения:

Сотрудник как минимум за  два месяца предоставляет    в службу персонала заявку на обучение  с информацией о программе,  месте и  времени предполагаемого обучения, продолжительности обучения, стоимости обучения. В заявке должна быть обоснована необходимость в  обучении.
Заявка рассматривается руководителем подразделения и руководством компании. При принятие решения учитывается загрузка сотрудника, возможность отвлечения его от оперативных дел и бюджет на его образование.
В случае положительного решения обучение сотрудника включается в план.
С сотрудником заключается ученический договор, предусматривающий разработку сотрудника проекта по вопросам развития компании и обязательного времени работы в компании после прохождения обучения (ст. 198-199 ТК РФ).
Оплата обучения производится согласно утвержденному бюджету на обучение.  Компания берет на себя обязательства оплатить 100 % обучения, связанного с обязательным повышением квалификации сотрудника  в рамках выполнения должностных обязанностей.
Компания рассматривает возможности оплаты обучения сотрудника, желающего посетить тематические семинары с целью получения знаний о новых методах и технологиях, использующихся в области его профессиональной деятельности. Процент оплаты зависит от потребности компании в получении знаний в данной области,  возможностей использования полученных знаний в компании  после окончания обучения   и размеров бюджета на обучения.

Сотрудник обязуется предоставить в установленные сроки  все документы финансовой отчетности в бухгалтерию компании.   Ежемесячно сотрудник  обязуется предоставлять  отчетность  об успеваемости и посещаемости.
Руководство компании приветствует и поощряет распространение полученных знаний и навыков среди остальных сотрудников. Поэтому все разработанные или полученные сотрудником во время прохождения обучения за счет компании раздаточные материалы должны быть сданы в библиотеку канцелярии компании в течение одной недели после прохождения обучения.
В течение  месяца недель после прохождения обучения сотрудник обязан организовать презентацию проекта перед сотрудниками своего подразделения. При прохождении обучения по программам семинаров, связанных с новыми методами и технологиями, сотрудник обязан подготовить отчет и, в особых случаях, провести информационную встречу с заинтересованными сотрудниками. Если тема семинара актуальна для  сотрудников всей компании, то отчет публикуется во внутренней информационной системе компании.
Сотрудник обязан выполнять дипломные /курсовые проекты на материале компании. Результаты работы являются собственностью компании.

Внутреннее обучение.
Внутреннее обучение включает в себя систематические занятия и тренинги по охране труда и технике безопасности,  разъяснения по  вопросам, связанным с введением в эксплуатацию нового оборудования, повышение квалификации без отрыва от производства и т.п. Внутренне обучение проводится  специалистами компании. Основные цели, которые преследует данное обучение:
·         передачи специальных компетенций в рамках организации
·         повышении информированности каждого сотрудника
·         рост взаимопонимания между сотрудниками (вырабатывания общего словаря и сплоченности).

Оценка эффективности обучения.

По всем видам обучения производится оценка эффективности  по нескольким критериям, в зависимости от типа обучения:

Анкетирование участников после прохождения обучения для определения индивидуальных впечатлений от курса.
Экзаменационные тесты для определения  качества полученных знаний.
Отчет непосредственного руководителя  для определения изменений в поведении, методах работы и  практического применения полученных навыков и знаний.

 Результаты оценки используются для корректировки программ обучения и бюджета на следующий год.

0.5