Организационная эффективность

Организационная эффективность — это одна из основных задач, за которую борется весь менеджмент компании от генерального директора до директора по персоналу. Организационная эффективность (лат. — исполнение, действие) определяет способность организации быть конкурентной в своем сегменте бизнеса и достигать поставленных бизнес-целей с наиболее выгодным соотношением результатов и затрат.

Что такое организационная эффективность управления персоналом

Понятие организационной эффективности обычно включает в себя оценку деятельности всех основных функций: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом по шкале  — сделанные затраты vs полученный результат. В зависимости от выбранной стратегии каждая организации индивидуальным образом определяет, что входит в конкретные параметры эффективности управления персоналом. Обычно компании тем или иным способом оценивают вклад системы управления персоналом в достижение общей организационной эффективности по качеству, полноте и своевременности решения вопросов с предоставлением человеческих ресурсов.

Факторы, влияющие на организационную эффективность

Многочисленные бизнес-теории выделяют различные факторы, влияющие на организационную эффективность. Наиболее общие из них:

  • размер организации и степень разнообразности ее деятельности;
  • география ее деятельности;
  • уникальные конкретные преимущества;
  • динамизм внешней среды;
  • стратегия, реализуемая организацией;
  • организационная структура;
  • организационная культура и отношение к организации ее руководства и сотрудников;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами (технологии, финансы, человеческие ресурсы).

Виды организационной эффективности

С учетом многозначности и размытости понятия организационной эффективности и многочисленности моделей организационной эффективности существует много видов эффективности, классифицируемых по различным признакам.

  • Общая организационная эффективность обычно включает в себя четыре основных параметра: внешняя эффективность, внутренняя эффективность,  стратегическая эффективность и экономическая эффективность.
  • Внешняя эффективность — это способность организации воспользоваться своими внешними рыночными конкурентными преимуществами (география, доступ к внешним ресурсам и технологиям, административный ресурс);
  • Внутрення эффективность — насколько эффективно компания распоряжается своими внутренними ресурсами.
  • Стратегическая эффективность — это мера способности компании правильно выбирать и реализовать стратегию для своего бизнеса.
  • Экономическая эффективность свидетельствует о финансовой результативности организации в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах.

 

Влияние организационной культуры на эффективность организации

Организационная культура — это некая совокупность ценностей и норм поведения, принятых в организации (иными словами — корпоративная культура). Зачастую она тем или иным образом связана с миссией и ценностями компании. Существует расхожее выражение, что “организационная культура ест стратегию на завтрак”. Этой фразой социологи и бизнес-консультанты хотят сказать, что организационная культура во многом определяет эффективность бизнеса, поскольку формирует подходы к постановке бизнес задач, способы внутренней коммуникации, методы принятия решений, систему мотивации персонала и инструменты поощрения и наказания персонала. Если в компании сформировалась корпоративная культура, которая не соответствует выбранной стратегии, организационная эффективность компании будет очень низкой.

 

Оценка организационной эффективности

Когда речь заходит об оценке организационной эффективности управления персоналом, принято выделять два крупных кластера показателей:

  • экономическая эффективность;
  • социальная эффективность.

Экономическая эффективность чаще всего оценивается с точки зрения отнесения затрат на персонал и прибыльности на одну единицу штатного расписания. Социальная эффективность измеряет уровень эффективного использования потенциала человеческих ресурсов. Ее могут оценивать индексными методами:

  • показатель вовлеченности персонала;
  • коэффициент текучесть кадров и показатель лояльности;
  • индекс креативности и инновации.

Показатели эффективности организационной структуры

Показатели эффективности организации обычно учитывают многие параметры и в крупных компаниях оцениваются через систему сбалансированных показателей. Показатели управления персоналом могут включать в себя различные абсолютные и относительные KPI, среди которых может быть показатель эффективности организационной структуры. На него обращают внимание, если для компании важно решить проблему раздутости своего штата или эффективного распределения человеческих ресурсов по функциям компании. Примерами индексов эффективности организационной структуры являются:

  • соотношение персонала производственного подразделения, продаж и маркетинга и вспомогательных структур;
  • соотношение сотрудников франт офис vs бэкофис;
  • соотношение руководящих позиций и общей штатной численности персонала.

Повышение организационной эффективности

Из-за высокой конкурентности внешней среды менеджмент компании часто сталкивается с задачей постоянного повышения экономической эффективности организации. Нередко такая задача может включат меры по повышению организационной эффективности управления персоналам. Как правило, в такой ситуации возникает вопрос об оптимизации затрат или повышении продуктивности персонала. Стратегия повышения организационной эффективности через понижения затрат включает в себя:

  • мероприятия по реорганизации и сокращению штатной численности;
  • мероприятия по сокращению издержек на фонд оплаты труда и компенсаций;
  • эффективное использование методов аутсорсинга.

Стратегия повышения продуктивности персонала предприятия может быть нацелена на:

Полезные материалы на тему организационная эффективность

«Золотой век» внутренних коммуникаций

«Золотой век» внутренних коммуникаций

За последнее время значительно усилилось восприятие внутренних коммуникаций как стратегической функции в компании и повысилась значимость для руководства. Значит ли это, что вскоре наступит «золотой век» внутренних коммуникаций? Постоянные изменения и...
Сплошная ложь: почему корпоративные ценности часто оказываются профанацией

Сплошная ложь: почему корпоративные ценности часто оказываются профанацией

Григорий Финкельштейн Рано или поздно каждый руководитель приходит к необходимости четко описать, какими должны быть сотрудники компании, какие ценности принимать, к чему стремиться, как себя вести. Одни берут свои конспекты с курсов MBA и переписывают их. Другие...
Корпоративный кодекс Starbucks. «Книга зеленого передника»

Корпоративный кодекс Starbucks. «Книга зеленого передника»

В Starbucks есть зеленый буклетик — «Книга зеленого передника», где перечислены руководящие принципы, общие для всех работников компании. Прочтите их и тогда вы поймете причину ошеломительного успеха и долголетия компании! 1. Самоосознание: всегда носить одну и ту же...
Названы 15 компаний, которые лучше всех заботятся о своих сотрудниках

Названы 15 компаний, которые лучше всех заботятся о своих сотрудниках

Валерий Вискалин Новостной редактор Rusbase Рейтинг составлен на основе опроса работников и открытых данных, взвешенных по семи критериям: сотрудники, клиенты, продукты, окружающая среда, партнеры, рабочее место и руководство. Издание приводит 15 лучших компаний с...
Нелюбовь россиян к офисам с открытой планировкой усиливается

Нелюбовь россиян к офисам с открытой планировкой усиливается

Сотрудники российских компаний все меньше любят офисы с открытой планировкой (open space), показал опрос работников 90 компаний с выручкой более 100 млн руб. в год, проведенный аналитическим центром «Альфастрахования». 58% работников не хотели бы работать в open...
0.5