Разобранные в прошлых выпусках теории: пирамида потребностей Маслоу и трехфакторная модель МакКлелланда, и тема сегодняшнего выпуска — двухфакторная модель Герцберга — вместе представляют так называемую группу содержательных теорий мотивации. Что их объединяет? — да, все те же потребности.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Фредерик Герцберг — американский социальный психолог. Учился в Городском Колледже города Нью-Йорка. В период второй мировой войны он оставляет учебу и идет в армию, в составе союзных войск участвует в освобождении концентрационного лагеря Дахау, что полностью переворачивает его понимание мира и людских взаимоотношений.
Во второй половине 50-х годов Герцберг разработал модель, которая описывает факторы, мотивирующие сотрудников на рабочем месте. Его статья «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?», опубликованная в журнале «Harvard Business Review» в 1968 году, разошлась тиражом в 1,2 миллиона экземпляров. Следует обратить внимание на то, что в этой статье Герцберг впервые сделал парадоксальный на тот момент вывод о том, что заработная плата безусловно важна, но не является основным мотивирующим фактором.
Итак, Герцберг вводит два новых понятия: мотиваторы и гигиенические факторы.
В качестве «подопытной группы» Герцберг выбирает 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной компании, которые должны ответить на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
В результате анализа Герцберг делает вывод, что есть два фактора оценки уровня удовлетворенности от работы: факторы, которые удерживают сотрудника на работе (гигиенические) и факторы, которые мотивируют к работе (мотиваторы).
Содержательные теории мотивации Герцберга
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Теория Герцберга во многом перекликается с теориями Маслоу и МакКлелланда.
Однако, хотя эта теория и легла в основу программы «обогащения труда» и эффективно использовалась во многих организациях США, в ее адрес посыпались критические замечания. Большинство из них были связаны с психологией самого человека — люди инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные — с ролью других людей и вещей, которые от них не зависят. Проще говоря, один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. В итоге, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Таким образом, хотя Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин. Впоследствии исследователи сделали вывод, что наравне с потребностями необходимо рассматривать многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Отсюда родилось новое направление — процессуальные теории мотивации. О них мы и поговорим в следующем выпуске.
Автор: Елена Дайер