Существующие модели лидерства определяют межличностные отношения в коллективе, специфику деятельности компании, ее культуру и сильно влияют на результаты бизнеса. Для менеджмента управленческие качества приоритетны и  являются залогом эффективной и прибыльной работы компании.

Модели руководства и лидерства в организации

Обязательное условие для формирования моделей лидерства — власть на формальном и неформальном уровнях. Формальный лидер занимает вышестоящую должность, откуда оказывает влияние на коллектив.Неформальному руководителю, обладающему лидерскими качествами, свойственно находить признание социального, психологического и эмоционального характера в коллективе.

Лидерство, зачастую, развивается постепенно, имеет несколько ступеней роста:

  1. Внутреннее. Появляются базовые предпосылки для выбора управления — самомотивация, активность, ответственность.
  2. Контекстуальное. Микролидерство — временное, продиктованное необходимостью явление, которое проходит, как только ситуация перестает быть актуальной.
  3. Командное. Макролидер — идейный, инициативный вдохновитель для команды или последователей, ответственен за группу, умеет поставить тактические задачи и решать их.
  4. Стратегическое. На уровне металидерства глобальному лидеру свойственно умение грамотно вести стратегию организации, формировать ее концепцию, планировать дальнейшие перспективы.

Воздействовать на коллектив с целью достижения результата может человек, обладающий дальновидностью, способностью к мотивации команды, интуитивной чувствительностью к переменам в социуме.

В зависимости от поведенческого подхода к управлению, характера взаимодействия с подчиненными, руководитель обладает собственным стилем. Курт Левин (немецко-американский психолог) выделял следующие стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный. По классификации Хауза — Митчелла (авторов лидерской модели “путь — цель”) существуют директивный, поддерживающий, участвующий и ориентированный на достижение варианты управления. Наработки этих именных легли в основу современного изучения моделей лидерства, которые рассматривают индивидуальные техники мотивации.

Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства  и управления персоналом

Личностная модель лидерства

Модель личностного лидерства формирует соотношение между персональными качествами и эффективностью постановки задач. Для руководителя группы характерно создание образа героя, который проявляет заботу об окружающих и себе самом. Модель была разработана Ральфом Стогдиллом, который выявил следующие факторы, отвечающие за успешность:

  • сочетание врожденных (наследственных) характеристик и типа темперамента;
  • индивидуальные черты характера, выработанные на протяжении многих лет;
  • поведение, возникшее в результате обучения навыкам общения и мыслительным способностям;
  • кризисные ситуации, которые дали стимул для саморазвития.

С его точки зрения личностная оценка лидера зависит от интеллектуальных, социально-экономических возможностей человека, его активности, жизненных ценностей и потребностей.

Поведенческая модель лидерства

Поведенческие факторы лидерства проявляются как манера поведения руководства в кругу подчиненных и коллег. Инструмент для оценки этих факторов был разработан учеными Робертом Танненбаумом и Уорреном Шмидтом и назван «континуум лидерского поведения». Он во многом отражает теорию руководства профессора Ренсис Лайкерт, американского социального психолога и исследователя проблем организаций, организационного поведения и управления, в которой предложены  и описаны 4 стиля лидерства.

  1. Эксплуататорски-авторитарный. Подчиненный эксплуатируется авторитарным начальником. Корпоративное общение — официальное, недоверчивое, мнение персонала не учитывается, возникают конфликты.
  2. Благосклонно-авторитарный. Основа на модели поведения снисходительного благожелательного управленца, который рассматривает участие коллектива в принятии решений. Мотивационные факторы: поощрения и неизбежность наказания. Принцип кнута и пряника.
  3. Консультативный. Руководитель частично доверяет персоналу, но контролируют принятие решения и его воплощение. Мотивациями выступают повышения и карьерные возможности, материальные и моральные вознаграждения, наказания.
  4. Вовлеченный. Взаимодействие команды и лидера основывается на децентрализованных групповых решениях. Организация труда —командная, приветствуется коллегиальные отношения, совместный контроль и частичное делегирование полномочий.

Большинство поведенческих теории лидерства акцентируют внимание на разделении человеком корпоративных целей и прямой зависимости вознаграждения от степени приобщения к задачам компании.

Ситуационная модель лидерства

Ситуационная модель руководства рассматривает планирование поведения подчиненных с учетом их индивидуальных характеров, сложности задач и данных, доступных для управленца. Теория Херси — Бланшара позиционирует лидерство как социальную ситуацию со следующими стилями:

  • директивный — лидеру требуется только приказывать;
  • наставнический — возникает дискуссия, участниками которой становятся управляющий, продающий идеи и подчиненный;
  • поддерживающий — начальник направляет команду и поддерживает ее активность в поиске решения;
  • делегирующий — руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, у каждого члена которого есть личная ответственность.

Модели ситуационного лидерства характерно предотвращение ошибок персонала и разбор вариантов решения возникшей проблемы.

Интегральная модель лидерства

Для интегральной модели лидерства свойственный синтез, комбинация командного духа и харизматичности лидера. Лидер в этой модели реализует интегральную концепцию:

  • соединяет индивидуальное и коллективное начало;
  • формирует группу единомышленников;
  • практикует интегральный подход;
  • развивает навыки креативного мышления и поведения команды;
  • использует стандартные приемы, методы и формы для создания структуры группы.

Лидером, выбравшим комбинированную стратегию управления, может быть только целостная аутентичная личность, которая расценивает корпоративную полезность себя и окружающих.

Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго

Для установления  адаптивного стиля управленческого лидерства Виктор Врум и Филипп Йеттон разработали модель, которая определяет его в каждой конкретной ситуации. Она опирается на специфику коллектива и особенности его задач. Шкала оценивания была дополнена Артуром Яго и определяет следующие виды руководства:

  • единоличный выбор решения;
  • учет мнения персонала;
  • подробный анализ и поиск совместного выхода из ситуации;
  • разделение сотрудников на группы для принятия решения.

Адаптивный подход предполагает концентрацию лидера на проблемной ситуации, и интенсивности задействования команды в зависимости от сложности задачи.

Концепция харизматического лидерства

Харизматический характер управления свойственен формальному и неформальному руководителю, который признается коллегам и является образцом для подражания. Харизма этого человека предопределяет результат внутриколлективного регулирования. Человек с  яркой харизмой притягателен, обаятелен, умеет четко ставить задачи, дозировать поощрения и штрафные санкции, профессионал своего дела, держит коллектив на дистанции. Харизматический вид лидерства, зачастую, воспринимается как  классический, канонический образ руководителя — вождя, растиражированный в книгах и голивудских фильмах. Он — сильная личность, способная воодушевить людей и повести их за собой. К нему  прикованы  все взоры в момент трудных решений. Он — человек-Титан.

Концепция преобразующего лидерства

Реформаторское лидерство заключается в мотивации группы на трансформацию интересов отдельной личности в приоритеты коллектива. Здесь начальник играет роль реалистичного новатора-творца, побуждающего каждого члена команды к достижению экстраординарных результатов и собственному личностному и профессиональному  росту.

Модель восприятия лидера через призму окружающими фокусируется на:

  • осознанном влияние на динамику команды;
  • необходимость поддержки совместных усилий в коллективе;
  • создание доверительной атмосферы между участниками коллектива;
  • развитие эмоциональной связи  между подчиненным и лидером.

Деятельность лидера-реформатора  направлена на формирование сплоченной команды, способной к инновациям и переосмыслению процессов бизнеса.

Концепция атрибутивного лидерства

Атрибутивная концепция рассматривает характеристики наблюдательно-коррекционное лидерства.  Руководитель здесь удаленно контролирует работу, анализирует уровень ее выполнения и проводит адаптацию собственных методик руководства в зависимости от целепологания. При поиске причин поведения подчиненного  и возможности влиять на них лидером учитываются:

  • особенности личности;
  • специфика трудовой деятельности;
  • текущие обстоятельства и микроклимат.

Начальник открыто взаимодействует с работником и коллективно обсуждает проблемные моменты и варианты выхода из них.

Современные модели лидерства

Внимание к лидерству и его моделям в корпоративном мире  не утихает вот уже  как 100 лет. Новые бизнес реали рождают новые модели лидерства и методы управления персоналом. В последнее время актуальными направлениями мысли в вопросе руководства и лидерства  стали следующие концепции:

  • Концепция пост-индустриального лидерства и Холакратия;
  • Теория трансформационого лидерства;
  • Культура лидерство в Agile;
  • Необехейвеоризм.
0.5