ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЭКСКУРСОВОДА
I. Общие положения
1. Экскурсовод относится к категории специалистов.
2. На должность экскурсовода назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное образование, дополнительную подготовку, стаж организаторской работы в сфере туризма и путешествий не менее (1 года; 2 лет; 3 лет; др.)
3. Экскурсовод должен знать:
3.1. Федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятельности.
3.2. Правовые и социальные основы туристской индустрии.
3.3. Экскурсионное дело в системе туристской индустрии.
3.4. Историю, культуру и географию региона.
3.5. Объекты достопримечательности в контексте истории, географии и культуры.
3.6. Принципы организаций экскурсий.
3.7. Методики проведения экскурсий
3.8. Экспозиционный материал музеев, культурных центров.
3.9. Протокол и этикет.
3.10. Теорию межличностного общения.
3.11. Технику публичных выступлений.
3.12. Основы психологии.
3.13. Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах.
3.14. Правила работы на городском и загородном, ближнем и дальнем маршрутах.
3.15. Инструкции о правилах поведения туристов на транспортном средстве.
3.16. Правила оказания первой медицинской помощи.
3.17. Схему действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.
3.18. Правила оформления документов и составления отчетов.
4. Назначение на должность экскурсовода и освобождение от должности производится приказом генерального директора по представлению менеджера по туризму ____________________________________.
5. Экскурсовод подчиняется непосредственно _менеджеру по туризму___________________________________.
II. Должностные обязанности экскурсовода
Экскурсовод:
1. Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.
2. Разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.
3. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, организует встречу туристов в условленном месте, идентифицирует (устанавливает количество группы, удостоверяет принадлежность туристов к группе), проводит протокольные мероприятия.
4. Выбирает оптимальное месторасположение тургруппы для проведения экскурсии.
5. Читает экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывает о традициях и обычаях региона, знакомит туристов с достопримечательностями; использует микрофоны, усилительные средства при публичных чтениях и выступлениях.
6. Проводит экскурсию по музею или культурному центру, сопровождает экскурсионными пояснениями и рассказами осмотр и показ экспозиций музея.
7. Проводит инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, экспозиций, др.
8. Отвечает на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.
9. Ведет беседу с туристами и при необходимости выполняет обязанности переводчика.
10. Заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.
11. При заболеваниях туристов, травмах, наступлении иных медицинских случаев оказывает первую медицинскую помощь, организует вызов соответствующих служб “скорой помощи”, спасателей.
12. Координирует поведение группы при наступлении чрезвычайной ситуации, оказывает первую необходимую помощь, применяет меры по устранению паники, сообщает соответствующим инстанциям о возникновении чрезвычайных ситуаций.
13. Организует отъезд тургруппы с места экскурсии (проверяет наличие необходимых документов; состав группы).
III. Права экскурсовода
Экскурсовод имеет право:
1. Требовать от руководства экскурсионного бюро обеспечения документами и справочными материалами, необходимыми для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений бюро и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
IV. Ответственность экскурсовода
Экскурсовод несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба экскурсионному бюро — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

«Здесь прекрасная культура, но я ухожу»
Мелисса Даймлер «У нас прекрасная культура», — все мы это слышали. Все мы это говорили. Но что означают эти слова? Теннисные столы, бесплатное питание и пиво в конце дня? Нет. Йога, кроссфит и массажные кресла? Хорошо бы, но нет. Обещание, что вы будете частью крутой,...
Человек нового поколения: чему надо учить современных студентов
Сергей Мясоедов Мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот Классическая система университетского образования становится неактуальной. Студентам поколения Z все меньше хочется сидеть в аудитории и...
Корпоративная культура ест стратегию на завтрак
«Культура ест стратегию на завтрак» — Питер Друкер. И не важно, какими потрясающими были ваши планы по выведению нового продукта на рынок, если, в конечном счете, культура искажает исполнение. Организационная культура – это по факту то, как принято делать работу...
Ставка на человеческий капитал
Кристофер Армитаж, Екатерина Генкина, Елизавета Муравьева Более 11 тысяч лидеров организаций и руководителей кадровых служб всего мира, опрошенных в ходе глобального исследования международных тенденций в сфере управления персоналом, проведенного «Делойтом» (полную...
7 способов «наказания KPI-ем»: отечественные практики
Давно вошедшая в обиход эйчаров аббревиатура KPI (Key Performance Indicator) пришла к нам из международных компаний как инструмент анализа эффективности определенной деятельности и достижения поставленных целей. Тем не менее, в отечественных реалиях они приобрели...
Жизнь без KPI: чем заменить систему оценки эффективности сотрудников
Если компания работает в среде, где быстро и непредсказуемо меняются внешние условия, то традиционная система KPI ей вряд ли подходит В последнее время компании все чаще отказываются от премирования по системе KPI (key performance indicators — ключевые показатели...
Сотрудники как представители бренда работодателя: 8 идей для социальных сетей
Программа адвокатов бренда, которую можно начать строить уже сейчас. Давно не рассказывали вам о западных кейсах. Сегодня как раз попалась подходящая тема. Итак, привлекательный для кандидатов бренд работодателя должен быть представлен в социальных медиа. И ту...
Как люди без высшего образования становятся CEO
Ким Розенкеттер Пауэлл Елена Лыткина-Ботельо Вамси Тетали Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудников. Почти треть должностей, которые раньше можно было получить, располагая лишь аттестатом об окончании средней школы,...
Почему сотрудники не слышат босса, и как наладить обратную связь
Вопрос обратной связи — один из самых сложных в области лидерства. Каждый лидер хочет, чтобы его команда создавала наилучшие результаты. Единственный способ сделать это — научить людей делать лучше. Однако многие руководители обращают внимание на свой стиль обратной...