Задача внутреннего коммуникатора заключается в том, чтобы всегда быть в курсе событий. А это подразумевает доступ ко всей информации, включая стратегии, будущие проекты, грядущие изменения и т.д. В связи с этим функция ВК постепенно трансформируется из «обслуживающей» нужды PR и HR в стратегическую поддержку всего бизнеса. Тем не менее, принадлежность к PR/HR имеет значение.
Недавно меня пригласили принять участие в дебатах на тему: «Кто главный по внутренним коммуникациям: PR или HR?» В рамках 15-минутного блица мне не удалось раскрыть эту тему полностью, поэтому я решила написать об этом статью. Тема не праздная и намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Один мой коллега очень метко прокомментировал тему дискуссии: «Какая разница какого цвета кошка, если она хорошо ловит мышей?» С ним сложно не согласиться. Если внутренние коммуникации эффективны и отвечают поставленным перед ними целям и задачам, совершенно не важно, где они находятся — в HR или PR, в подчинении у генерального директора или выделены в отдельную функцию. Однако проблемы начинаются, когда внутренние коммуникации дают сбой.
Кошмар внутрикома
Самым большим кошмаром для одной известной международной компании стала ситуация, когда сотрудники узнали об отзыве продукта с рынка из СМИ. Дело было не только в том, что эта ситуация стала серьезным ударом для бизнеса компании, который в итоге потерпел большие убытки, финансовые и репутационные.
Как вы думаете, как почувствовали себя сотрудники? Им забыли сказать, что компания переживает кризис, который может привести к серьезным изменениям и даже сокращениям. Они почувствовали себя обманутыми – ведь своим бездействием компания как бы давала понять: «Вы для нас не важны. Вот партнеры и клиенты — другое дело». В итоге резкое снижение лояльности к компании, скепсис, потеря доверия, падение вовлеченности и мотивации и последовавший за этим резкий скачок «утечки кадров».
«Наше мнение ничего не значит», «нами пренебрегают», «с нами не считаются» – эти слова в последнюю очередь хочет слышать руководство компании от своих сотрудников. И еще это epic fail для внутреннего коммуникатора. Как и почему возникают подобные ситуации?
Чаще всего проблема заключается в недостаточном взаимодействии отделов HR, PR, GR и самого бизнеса, когда коммуникации теряются где-то на полпути и не доводятся до внутренней целевой аудитории. На мой взгляд, чаще всего так происходит, потому что бизнес зацикливается только на своих приоритетах и задачах, «забывая» поделиться информацией.
Задача внутреннего коммуникатора заключается в том, чтобы всегда быть в курсе событий. А это подразумевает доступ ко всей информации, включая стратегии, будущие проекты, грядущие изменения и т.д. В связи с этим функция ВК постепенно трансформируется из «обслуживающей» нужды PR и HR в стратегическую поддержку всего бизнеса. И тем не менее, принадлежность к PR/HR имеет значение.
Конечно, очень много зависит от исторического контекста – в разных компаниях эти функции по-разному вовлечены в принятие решений, и их полномочия также могут различаться.
Я знаю компании, где HR занимают очень пассивную позицию, занимаясь только рекрутингом, внутренними политиками и процедурами. Есть, наоборот, HRы с очень активной позицией, которые и активно развивают HR бренд компании, и занимаются внутренними коммуникациями. То же самое относится к PR-функции. Мой личный опыт свидетельствует о том, что важно быть на 100% в курсе того, что происходит в обеих функциях, а также в бизнесе. Кроме того, сегодня особенно важно иметь прямой доступ к первому лицу компании.
Исследование
Так где же все-таки должны находиться внутренние коммуникации? Я провела небольшое исследование, в котором приняли участие 56 человек. По многочисленным откликам я поняла, что тема исследования была интересна, вызвала дискуссию и даже споры. С удовольствием делюсь его результатами.
• Чуть менее половины респондентов указали, что внутренние коммуникации находятся в HR-функции (44,6%). На втором месте – внутренние коммуникации выделены в отдельную функцию (21,4%). На третьем месте – принадлежность внутрикома к PR-отделу (16%).
• Интересно отметить, что в идеальном мире респонденты хотели бы видеть внутренние коммуникации в качестве отдельно выделенной функции (39,3%). Далее с большим отрывом идет HR (16%) и PR (14%).
А вот как респонденты комментировали данный вопрос:
ЗА HR
o HR подходы более близки внутренним коммуникациям нежели PR.
o HR-это сердце и душа любой компании, кто, как не HR все знает, всем помогает, все выстраивает и тд. Все, что связано с внутренним миром компании — это все про HR.
o HR является проводником политики руководства к персоналу, так же он должен быть в курсе информации снизу для разработки решений по работе с персоналом на уровне руководства
o ВК это в первую очередь корпоративная среда, которую стоят сотрудники компании и первое лицо. А с сотрудников нанимает HR, развитием занимается тот же отдел и т.д.
o Для HRа внутренние коммуникации направлены на достижение HR целей. А PR, даже имея экспертизу в инструментах внутренних коммуникаций, не имеет целей направленных на них.
o Потому что из HR идут все основные Новости. Кадры решают все!) но должно быть условие — HRD должен быть очень близок к первому лицу и первым узнавать об изменениях в компании
o Нахождение в HR-отделе, но плотное и постоянное взаимодействие с PR-отделом для точной синхронизации.
ЗА PR
o HR специалисты могут обозначить цели, задачи и метрики через бриф. В его реализации более компетентными являются сотрудники PR
o Коммуникации должны быть едиными, иными словами и внешние и внутренние должны быть под одним началом просто разделить целевые . Скорость получения информации у подразделений PR выше
o Информация о событиях в компании должна исходить из одного источника. Поэтому лучше, когда внешние и внутренние коммуникации работают вместе. Эйчары и маркетологи заточены под другое и часто злоупотребляет свои сленгом и подходом к коммуникациям.
o Коммуникации в диджитал мире странно делить на внутренние и внешние. Это просто коммуникации
o PR отдел более компетентен в вопросах позиционирования бренда и построения коммуникации с выгодой компании. Этот отдел обладает большим стратегическим видением, чем HR, особенно, если подчиняется напрямую собственнику.
ЗА ВК как отдельную функцию:
o Ни PR, ни HR в полной мере не могут заниматься этим. Тут намешаны компетенции обоих департаментов.
o Это отдельное многофункциональное направление и должно быть самостоятельным
o Это должен быть департамент по коммуникациям с двумя управлениями — по внутренним и внешним коммуникациям
o В данном случае будет наиболее полное взаимодействие и с HR и с PR. Не будет роли падчерицы для той или иной функции.
o Потому, что в ситуации, когда ВК входит в состав одной из представленных структур, всегда есть перекосы в сторону «интереса структуры». На задачи ВК нужно смотреть глобально, отталкиваясь от задач бизнеса, учитывая интересы сотрудников, формируя контент высокого качества…
o В нашей компании были в PR, но всегда шла борьба с HR. Даже писали документ о разделении функций. Как итог, никто толком не развивал направление.
o Потому что это отдельная функция между PR и HR, которая должна существовать в синергии с обеими, но необязательно подчиняться одной из них.
o Потому что должны совмещать в себе и функции и навыки и PR и HR, соответственно в идеале это должен быть выделенный сотрудник
o Это отдельное направление, занимающееся внутренним маркетингом и организационным развитием. Ближе всего к маркетингу, но объем задач равноценный, поэтому лучше выделение в отдельную функцию. Лучше всего, когда подчиняется напрямую генеральному директору, поскольку берет на себя важные стратегические коммуникации. По компетенциям: традиционных HR и PR компетенций совсем не достаточно, поэтому нахождение внутренних коммуникаций в этих функциях наименее эффективно.
o Сейчас практически стерта грань между внешними и внутренними коммуникациями. Они не могут противоречить друг другу (ну и сейчас им всё сложнее это делать). В моем идеальном мире это HR-PR отдел, который работает на стратегические задачи. И да, подчиняется ТОПу, просто чтобы сократить количество согласований.
o Это должен быть независимый отдел, ориентирован на внутреннего клиента, который плотно взаимодействует с HR и PR.
ЗА подчинение напрямую генеральному директору
o Это стратегическая функция, которая должна иметь «доступ к телу» без посредников, чтобы создавать и транслировать развивающую коропоративную культуру.
o Прямой доступ к главным вещам: видению компании, стратегии, возможность быстро улавливать настроения и изменения, да много чего еще. В идеальном мире и топ в этом заинтересован.
o Потому что вк преследует цель на стыке PR и HR. И не могут контролироваться ни тем, ни другим. Это отдельная стратегия компании.
o Потому что это и про HR, PR, GR, IR и бизнес в целом
o Внутренний коммуникатор не должен зависеть от какого-то отдела, фактически он должен быть советником первого лица.
o Коммуникации — связующее звено и оно должно быть как можно ближе к Решателю
ЗА стратегические коммуникации:
o Потому, что в ситуации, когда ВК входит в состав одной из представленных структур, всегда есть перекосы в сторону «интереса структуры». На задачи ВК нужно смотреть глобально, отталкиваясь от задач бизнеса, учитывая интересы сотрудников, формируя контент высокого качества.
o Эта функция находится на стыке работ HR, PR и маркетинга. Вместе с этим, она важна и должна исходить от стратегии планирования
o Внутренние коммуникации не должны замыкаться или становиться инструментом HR или маркетинга (PR). Чтобы обеспечивать поддержку реализации стратегии, должны быть над другими функциями (HR, PR), ещё и потому что формируют корпоративную культуру компании
Большое спасибо всем участникам исследования за их вклад и комментарии.