Сегодня натолкнулась на очень интересное мнение об «истоках» HR. В целом бытует мнение, что кадровиком может стать любой человек, вне зависимости от изначально выбранного образования, что это не столько выбор, сколько призвание. Андрей Коновалов и HR-Journal полагает, что психолог не может стать HRом, и приводит несколько аргументов в поддержку своего мнения.
А Вы что думаете?
«Quod licet Iovi, non licet bovi!»
«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!»
В чем разница между психологом и HR менеджером
Обращаюсь к психологам, которые подумывают об HR-карьере. И хочу сказать им, что быть эйчаром и психологом одновременно — невозможно. И это надо чётко понимать.
Психологи после выпуска часто сталкиваются с не очень-то приятной реальностью: на деле этом много не заработаешь. Большинство психологических вакансий относятся к бюджетной сфере, а там, понятно, не золотые горы. Отдушину можно усмотреть в частной практике, но такой вариант подходит далеко не каждому.
И вот тут появляется вполне логичная (на первый взгляд) идея: а почему бы не зацепить и психологию организационную? Мол, по выходным я веду консультации и тренинги личностного роста, а днём занимаюсь подбором, обучением, мотивацией и так далее… в какой-нибудь коммерческой фирме.
Воздушные замки
Идея выглядит очень здравой и обещает существенное повышение жизненного уровня. А главное — ведь реально же есть что сказать на эйчарском поприще! Курс психодиагностики пройден. Конфликтология прослушана. Теории мотивации усвоены. Про психотренинги известно если не всё, то многое. В общем, багаж знаний всяко поболе, чем у эйчаров, выросших из тех же продажников. И — что самое главное — «непсихологический» эйчар никогда не сможет дать профессионального совета по личностным проблемам, а ведь именно они лежат в основе всех производственных конфликтов!
Напротив, эйчар-психолог способен, например, указать директору на неосознаваемое поведение или на личностные стереотипы, которые мешают работе компании.
Или, скажем, помочь сотруднику разобраться, почему тот много работает, но ничего не успевает. (Чувство ответственности заставляет человека брать на себя больше, чем он способен выполнить. Поработаем с этим чувством — и получим эффективного сотрудника!)
Короче, карьерные перспективы тут рисуются вполне завораживающие. Но рисуются они совершенно напрасно. Дело в том, что психолог не может быть эйчаром и наоборот.
Как же так?
Как быть с тем, что подавляющее большинство нынешних эйчаров — в том числе весьма успешных! — выпускники психфаков? А быть очень просто. Знаете шутку, любимую всеми психологами?
«Женщина-психолог — не психолог. Мужчина-психолог — не мужчина».
Вот примерно так же и тут. Менеджер по персоналу — это уже очень далеко от всего того, чему учили психолога в институте.
Момент первый, но не главный
Знания и подготовка. Большая часть знаний, которые получил психолог, не подходит под реалии бизнес-организации.
- Психодиагностика? Нет времени проводить батарейное тестирование. На собеседование с кандидатом — в лучшем случае минут тридцать.
- Конфликтология? HR-менеджер включён в социальные взаимоотношения в компании, а потому на роль третейского судьи не годится.
- Психотренинги? Отлично, нам нужны технологии «боевых говорунов», продажи снега эскимосам, преодоления барьеров и возражений. Вы готовы встать перед десятью матёрыми продажниками, ежедневно проводящими миллионные сделки, и показать им класс?
С какой стороны ни подойди — все знания, полученные на психфаке, нуждаются в серьёзных коррективах и пополнении. Поэтому карьера эйчара для психолога начинается с той же переподготовки, как и для представителя любой другой профессии. Стажировка, литература, курсы. Разве что чуть проще разбираться с терминами.
Момент второй, принципиальный
Главная разница между психологом и эйчаром вовсе не в знаниях, их-то можно набрать быстро, особенно по отдельной узкой теме. Главное же различие, которое и делает невозможным работу психолога в коммерческой организации, — позиция по отношению к людям.
Клиент психолога — индивид. Психолог помогает ему обрести комфорт существования. Разрешить внутренний конфликт, стать эффективнее во внешнем взаимодействии и так далее.
Клиент эйчара — организация и её бизнес-процессы. Организации нет дела до личностных проблем сотрудников, её основная цель — экономическая эффективность. И эйчар должен добиваться не комфортного существования индивида, а достижения главной цели своей организации. Люди должны работать, и работать хорошо. Если же с людьми возникают проблемы, то организация этих людей заменяет.
Естественно, нормально работающая компания достигает компромисса между своими интересами и интересами сотрудников. Организация готова до определённого момента учитывать интересы индивидов. Но суть от этого не меняется — менеджер по персоналу всегда находится не с той стороны баррикады, с которой сидит психолог.
Эта разница позиций создаёт для психолога неразрешимые идеологические противоречия. Невозможно усидеть на двух стульях, но для сидения на эйчарском стуле надо перестать быть психологом.
Вот центральный момент, который нужно осознать со всей определённостью. Психолог и менеджер по персоналу — ПРИНЦИПИАЛЬНО разные специальности. И вы не можете быть по чуть-чуть тем и тем.
Вы можете работать эйчаром. Можете — психологом. Но вам не удастся КВАЛИФИЦИРОВАННО совмещать это. Невозможно легко прыгать с одной внутренней позиции на другую. Нельзя утром быть решительным рекрутером, отсевающим девять из десяти кандидатов, а вечером — эмпатичным консультантом. В будни придумывать мотивирующие манипуляции, а на выходных вещать о самоактуализации. Вы можете заниматься только тем, или только этим.
Если вы этого не понимаете — вас ждёт профессиональная неудача. Это, конечно, как любят говорить психологи, ценный опыт, но зачем вам шишки, которые уже давно набили себе сотни предшественников?