Мы одновременно любим и ненавидим это изречение «Работа в команде». Однако в современных реалиях, хочешь, не хочешь, нравится или нет, но всем приходится работать вместе и прилагать совместные усилия для решения рабочих задач и проблем.

Одна из трудностей работы в команде – это неизбежная разница персональных стилей, что становится очень очевидным в процессе мозгового штурма или планерки. Казалось бы, столько положительных моментов в данном подходе: взгляд на проблему с разных точек зрения, нахождение оптимального решения, оптимизация ресурсов и т.п. Но всегда ли все так легко? Хороший лидер всегда находит пути управления командой и приводит все к сдаче дел в срок, однако с некоторыми членами команды приходится повозиться и найти особый подход, чтобы они не тормозили процесс в целом. Их вполне можно назвать «ядовитыми» членами команды. Посмотрите на свою команду, вы их нашли? Тогда давайте разделим их на типы и посмотрим, как же можно с ними справиться.

Тип сотрудника -«НЕГАТЕВИСТ»

Честно сказать, вам никогда не удастся конвертировать Негативиста в оптимиста с положительным настроем на жизнь, однако есть способ уменьшить влияние подобного негатива. Для начала выслушайте и озвучьте их опасения, а затем попросите найти положительные контраргументы к тому, что они только что выразили. К примеру: «Я понимаю Ваше беспокойство в отношении выполнения данного плана. Абсолютно согласна – это нелегкая задача – хотя когда что-либо дается легко? Давайте все-таки предположим, что мы сможем все это запустить. Что положительного мы получим в результате?» Будьте настойчивы с Негативистом, и вы сможете держать их ядовитое деморализующее поведение под контролем.

Тип сотрудника — «СУПЕРЗВЕЗДА»

С подобным характером необходим очень осторожный компромисс. Суперзвезды могут быть исключительно продуктивны и достигать значительных результатов, поэтому их ни в коем случае нельзя демотивировать. Однако они могут привести в уныние других членов команды своими «супер звездными» характеристиками в выполнении задач. Во время собрания убедитесь, что каждый член команды получил одинаковое время и возможность обсудить свои задачи, а также критикуйте и хвалите всех в одинаковой степени и формате. Также было бы хорошо отметить сильные стороны каждого, чтобы у всех была возможность почувствовать себя звездой.

Тип сотрудника -«ДЕЛЕГИРОВАТЕЛЬ»

Вот как раз с таким членом команды Вам необходимо в особенности показать, кто лидер в группе, и усилить свое влияние. Регулярно напоминайте об индивидуальной ответственности каждого. Введите в привычку в письменном виде вести список задач и исполнителей на каждом собрании, чтобы не было разночтений. Затем нужно требовать, чтобы каждый выполнял свой объем и отчитывался о прогрессе на последующем собрании.

Тип сотрудника-«ШУТНИК»

Регулярно в начале собрания напоминайте об основных правилах поведения, включая тот факт, что любая критика относится только к работе, а не к конкретной личности. Также необходимо дать высказаться каждому члену группы, и не давать другим прерывать их. Уважение к мнению друг друга – прежде всего! Шутники очень любят встрять в середину разговора со своими, с их точки зрения, смешными комментариями. Хотя, конечно, не забывайте использовать Шутников для пользы группы, юмор к месту и в меру всегда помогает разрядить обстановку.

Тип сотрудника -«ДОМИНАТОР»

Тут в самую пору «поиграть мускулами» руководителя! Их вполне приемлемо прерывать во время нескончаемой речи и попросить суммировать их идеи в двух предложениях. Подобное вмешательство заставляет их говорить более конструктивно и по делу. Также можно внезапно попросить прокомментировать что-то, что только что было сказано другим членом команды. Это заставит их внимательнее слушать других. В особо сложных случаях использование таймера может быть хорошим решением. Решите, сколько минут отводится каждому на мнение по вопросу – в таком режиме Доминатор не сможет влезть на ораторскую трибуну и бесполезно тратить Ваше время.

Тип сотрудника -«БЕЗБИЛЕТНИК»

С подобными членами команды нужно выяснить, что же лежит в основе их желания «прокатится за счет других». Может он считает, что уже сильно перезагружен? Или он получил задание и не знает с какого конца за него взяться, или не хватает знаний и опыта? А может он просто лентяй? Попробуйте встретиться с ним с глазу на глаз и обсудить вопросы. Вычлените четкие этапы выполнения задания – никогда не помешает сделать это для всех членов команды – и окажите ему необходимую поддержку, а также контроль, чтобы держать «Безбилетника» в рамках и получить необходимую продуктивность.

Тип сотрудника -«ГЕНИЙ»

Укажите команде на то, что никто не застрахован от ошибок, даже Гений. На ошибках учатся. Приведите собственный пример из своей практики. Когда понимание того, что провал – это еще не конец, можно начать указывать Гению на его ошибки, находить совместно решения и показать как это «круто» и продуктивно делиться опытом с другими членами группы.

Тип сотрудника -«ДИВА»

Дайте им дополнительные задачи, которые никто другой не хочет делать, такие как: вести записи и протокол собрания, соблюдение расписания и т.п. Они с удовольствием возьмутся за эту роль. Дайте им почувствовать свою исключительность, но не выделяйте их слишком сильно, если только, конечно, они не сделали что-то совершенно экстраординарное. Поощряйте атмосферу, где все члены команды смогут конструктивно критиковать или поощрять друг друга, тогда и Дива будет чувствовать себя комфортно и делиться информацией.

Тип сотрудника -«ОДИНОЧКА»

Большинство членов команды достаточно открыты, но есть и такие, которые замкнуты в себе. В такой ситуации необходимо в мягкой форме вызвать их на диалог. Попросите их высказать свое мнение на какую-нибудь важную тему. Дайте всем возможность высказать мнение в письменной форме через мейл или при личной встрече. И когда Одиночка в конце концов внятно и отчетливо выскажет ценное мнение, не забудьте его похвалить при всех. Это вполне может поощрить подобного работника «вылезти из футляра».

Блог — Елена Дайер

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

0.5