Упражнения: Развитие навыков коммуникации
Инструкция: Серия упражнений, предлагаемых ниже, максимально приближена к жизни и не требует каких-либо специальных условий для их выполнения. Однако обратите внимание на то, что вам предлагается не способ действий при решении различных проблем в общении, но упражнения, цель которых — способствовать развитию навыков, с помощью которых вы сможете решать подобные проблемы самостоятельно.
Проблема 1. Вы настолько застенчивы, что затрудняетесь обратиться к кому бы то ни было, кроме самых близких родственников и друзей.
Известно, что телефон позволяет обращаться к незнакомому человеку анонимно. Кроме того, ваш собеседник не увидит, как вы будете краснеть, теребить посторонние предметы и проявлять другие признаки смущения.
Процедура
1. Позвоните в телефонную справочную и узнайте несколько нужных вам номеров.
2. Позвоните в любое предприятие службы быта, узнайте его часы работы и цены.
3. Позвоните в железнодорожную справочную, узнайте время отправления поезда и тому подобное.
При всех ваших звонках следите за культурой речи, соблюдением норм делового этикета. И, в частности, не забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы.
Проблема 2. Вы считаете себя недостаточно общительным, испытываете трудности при контакте с малознакомыми людьми.
При выполнении упражнений обращайте внимание на реакции людей, с которыми вы вступаете в контакт. Корректируйте свой стиль общения в зависимости от этих реакций. При необходимости пользуйтесь рекомендациями в конце задания.
Процедура
1. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе (по месту учебы), дома, во дворе.
2. Пригласите кого-нибудь, кому по дороге с вами (например, возвращение после работы, учебы, из гостей), идти или ехать вместе.
3. Включитесь в общую беседу своих коллег по работе или учебе.
4. Позвоните по телефону коллеге противоположного пола, с которым вы знакомы, но не общались лично, по несложному вопросу (например, узнать, что задано, когда состоится
такое-то мероприятие и тому подобное).
5. В общественном месте (транспорт, магазин, кафе, библиотека) ответьте улыбкой первым трем людям, которые на вас посмотрят.
6. В общественном месте заведите разговор с рядом стоящим или сидящим человеком (простой вариант — своего пола, более сложный — противоположного пола).
7. Спросите у трех человек, как вам куда-то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты.
8. Когда у вас возникнет какая-то проблема, обратитесь с ней к кому-то из соседей, с кем вы раньше не общались.
9. Узнайте у незнакомца, читающего спортивную газету, результат какого-нибудь соревнования.
10. Перед началом спектакля или концерта, где все билеты проданы, найдите человека, который продаст вам лишний билет.
Проблема 3. Вам трудно расположить к себе собеседника, добиться легкости в общении. К вам редко обращаются с просьбами и вопросами.
Процедура
1. Перед выходом «на люди» подумайте о чем-нибудь смешном или веселом. Посмотритесь в зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше.
2. Старайтесь приветствовать любого знакомого и некоторых незнакомых, с которыми вы встречаетесь. Улыбнитесь и скажите что-то хорошее (о погоде или комплимент — см. далее).
Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно.
3. Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и незнакомым. Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения (например: «У тебя здорово получается это блюдо»), личные особенности (например: «Вы так хорошо улыбаетесь») и так далее.
Проблема 4. Вам трудно отказывать в просьбах, а если вы отказываете, на вас часто обижаются.
Упражнение
Если к вам обращаются с просьбой, откажите сначала в шутливой, дурашливой форме. Если, например, вас приглашают в гости, то вы отвечаете: «Неодолимые преграды в виде ожидаемых стихийных бедствий встают на моем пути». Такой вариант паузы позволяет лучше овладеть ситуацией, придумать форму отказа, если он последует, а собеседнику дает возможность отказаться от просьбы,, если она не очень важна. Потом можно в зависимости от ситуации согласиться на просьбу или сказать: «Если серьезно, то…», и привести причину отказа.
Проблема 5. В напряженной обстановке (очередь, переполненный транспорт, тревожное ожидание) вы склонны раздражаться и вступать в пререкания.
Упражнение
Обучайтесь в напряженной ситуации доброжелательно шутить (например, в тесном транспорте тому, кто загораживает проход: «Что-то автобусы стали тесными…»). Старайтесь получить доброжелательный ответ.
При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым человеком коротко извинитесь и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и собственного достоинства может оказаться полезной в более значимой ситуации.
Проблема 6. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины.
Упражнение
Представьте себе, что вы близкий родственник или друг неприятного для вас человека. Наблюдайте за его поведением, объясняйте его поступки с этой (оправдывающей) точки зрения.
Дополнение:
Примите к сведению несколько простых вариантов начала разговора.
В общественном месте лучшая тема — проблема, объединяющая всех. В очереди: «Какая длинная очередь! Может быть, лучше приходить в другое время?» В магазине: «Вы уже покупали раньше это печенье? Оно вкусное?»
Представление: «Меня зовут…», «Я знакомый (брат, коллега)…»
Комплимент, за которым следует вопрос: «Как хорошо лежат волосы. Вы делаете прическу сами или в парикмахерской?»