Упражнения: Пойми меня
Цели занятия: формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения, формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Время: 60 мин.
Упр. 1.
Сейчас давайте попробуем сделать упражнение “отзеркаливание».
Разбейтесь на тройки. Один человек будет садиться в какую-то позу, другой попытается ее скопировать. А третий будет наблюдать и поправлять. По 2 минуты в каждом направлении.
Упр. 2.
А теперь попробуем присоединение по дыханию ( это самое действенное присоединение).
Работа в тройках. Один дышит, второй кладет руку на плечо первому и другой рукой показывает как он дышит. Третий пытается подстроиться к первому.
Присоединиться к человеку, значит установить раппорт. Раппорт — состояние, которое возникает между разными людьми (унисон). Это первый шаг общения.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ —— РАППОРТ ———ВЕДЕНИЕ
то, что делает партнер———- (то, что делаем вместе)——— (то, что вы хотите, манипулирование) .
Упр. 3.
Участники формируют произвольные пары. Выбирают партнера приблизительно такого же роста. Плотно прижимаются друг к другу боками и существуют какое-то время.
Инструкция: Соединитесь как сиамские близнецы. Вы срослись своими боками. Вы можете ходить только вместе. У вас на двоих две руки и три ноги. Будьте внимательны к действиям партнера. Просуществуйте так какое-то время. Какие выгоды?
Замечания: упражнение направлено на поиск позитивных сторон контактов, переформулирование сообщения. Удобно использовать при решении семейных конфликтов
Домашнее задание.
Назначение: — углубление опыта невербального общения;
— развитие чувствительности к языку невербального общения и умений правильно интерпретировать этот язык.
1) Понаблюдайте за двумя знакомыми во время их беседы, но так, чтобы не слышать о чем они говорят. Обратите внимание на их жесты, выражение лица, подумайте, какие чувства они испытывали в общении? При наблюдении за другими ответьте на вопросы:
Смотрели ли собеседники друг на друга?
Как часто они смотрели в глаза друг другу?
Если возможно, спросите мнение одного из них об их чувствах и эмоциях во время беседы, чтобы убедится в правильности вашей оценки.
Обратите внимание какое выражение лица у вас при общении, умеете ли вы смотреть в глаза собеседнику? Нет ли у вас лишних, мешающих общению жестов?
2) Познакомьтесь с тем, какие вы принимаете позы, какими пользуетесь жестами в качестве средств выражения своего отношения к другим.
Ответьте на следующие вопросы:
- Что выражают собеседники своими позами?
- “Открыты” или “закрыты” они для общения?
- Что они “говорят” руками?
- В каком положении находятся ноги?
- Обратите внимание на движение головы собеседников. Помогают ли эти движения ходу беседы?
Полезно также посмотреть отрывки из фильмов, выключив звук, и угадать смысл диалогов по выражению лиц и позам.
3) Выберете удобный момент, когда вступаете в разговор с кем-нибудь. Заметьте как близко от вас стоит собеседник. Проследите как на пространственное расстояние между вами влияют следующие факторы:
— тип отношений;
— взаимное расположение к друг другу;
— статус или полномочия;
— пол, возраст;
— социальный, культурный уровень.
Ответьте на следующие вопросы:
- Не было ли моментов слишком близкого расположения собеседника?
- Не вызывало ли у вас чувства неудобства, раздражения, и как это зависит от особенностей конкретного человека?
Интересные материалы на эту тему:
Упражнение: Мои отношения с окружающими