Упражнение: Мои отношения с окружающими
Цели занятия:
- проанализировать свои отношения с окружающими,
- создать условия для улучшения взаимоотношений,
- развитие межличностного доверия,
- развитие умения чувствовать другого и слаженно работать в группе.
Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стиль общения поможет вам определить данный тест. С его помощью вы узнаете, достаточно ли вы корректны в отношении с сотрудниками, членами семьи, друзьями и каково им общаться с вами.
На каждые из 20 вопросов даны 3 варианта ответов. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу.
Не придавайте очень серьезного значения полученным данным, рассматривайте их скорее как информацию к размышлению.
Тест “Ваш стиль общения”.
- Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
а) всегда,
б) иногда,
в) никогда.
- Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) внутренне кипите,
б) сохраняете полное спокойствие,
в) теряете самообладание.
- Каким считают вас коллеги?
а) самоуверенным и завистливым,
б) дружелюбным,
в) спокойным и независимым.
- Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) примете ее с некоторыми опасениями,
б) согласитесь без колебаний,
в) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
- Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а) выдадите ему по первое число,
б) заставите вернуть,
в) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.
- Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?
а) что тебя так задержало?
б) где ты торчишь допоздна?
в) я уже начала (начал волноваться) .
- Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а) стараетесь обогнать машину, которая “показала вам хвост”,
б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало,
в) помчитесь с такой скоростью, что никто не обгонит вас.
- Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) сбалансированными,
б) легкомысленными,
в) крайне жесткими.
- Что вы предпринимаете, если дело не удается?
а) пытаетесь свалить вину на другого,
б) смиряетесь,
в) становитесь впредь осторожней.
- Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среди молодежи?
а) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения,
б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать,
в) и чего мы с ней возимся?
- Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять досталась другому?
а) и зачем я только на это нервы тратил (а)?
б) видно, этот человек начальству приятнее,
в) может мне это удастся в другой раз.
- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
а) чувство страха,
б) скучаете,
в) получаете искреннее удовольствие.
- Как вы будете себя вести, если опоздали на важное совещание из-за дорожной пробки?
а) будете нервничать во время заседания,
б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров,
в) огорчитесь.
- Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) обязательно стараетесь выиграть,
б) цените удовольствие почувствовать себя молодым,
в) очень сердитесь и проигрываете.
- Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) стерпите, избегая скандала,
б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание,
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.
- Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
а) поговорите с учителем,
б) устроите скандал родителям обидчика,
в) посоветуете ребенку дать сдачи.
- Какой вы человек?
а) средний,
б) самоуверенный,
в) пробивной.
- Что вы скажите подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
а) простите, это моя вина,
б) ничего, пустяки,
в) а повнимательнее вы не можете быть?
- Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?
а) когда же наконец будут приняты конкретные меры?
б) надо бы ввести суровые наказания!
в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.
- Какое животное вам более симпатично?
а) тигр,
б) домашняя кошка,
в) медведь.
Оценка результатов.
Позиция | Очки за ответы на вопросы. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
а | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | |
б | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | |
в | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
а | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||
б | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | |
в | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 |
35-44 очка. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здравого честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
45 очков и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих “верхов”, рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-то области , можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику “сверху” принимаете, а критику “снизу” воспринимаете почти болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику “снизу”.
34 очка и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловленно недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике “снизу” относитесь терпимо, но побаиваетесь критики “сверху”.
Упр. 1.
Можем ли мы почувствовать, ощутить, понять человека рядом? Давайте сделаем простое упражнение.
Описание. Тень и человек: тень следует за человеком. Он не зависит от нее и двигается в любом направлении. Тень следует за ним с учетом условного расположения солнца.
Инструкция. “ Выберете партнера. Распределите роли тени и человека. Установите взаимодействие так, чтобы воспроизвести естественный процесс. В ходе упражнения постоянно помните о партнере, чувствуйте его, учитывайте его скорость, движение , пластику и т. п. Поменяйтесь ролями.”
Упражнение развивает способность чувствовать другого человека, подготавливает к диалогу, вскрывает личностные особенности ( эгоцентризм, рассеянное внимание, личную дистанцию и т.д.).
Упр. 2.
Доверяем ли мы другим людям, доверяем ли мы сами себе? Как часто нам этого не достает и как много порой мы от этого теряем…
Сейчас мы сделаем упражнение на взаимное доверие.
Описание. Партнеры свободно формируют пары. Один — “слепой”, другой — “поводырь”. “Поводырь” ведет “слепого” по помещению между кресел так, чтобы не задеть их. Задача — провести по помещению и вернуть “слепого” на его место в кресле. Опора — ладонь, “поводырь” касается ладони “слепого” снизу , не захватывая ее. “Слепой “ расслаблен, доверяет “поводырю”, чувствует каждое движение “поводыря”. Затем упражнение усложняется: опора — палец (палец “поводыря” снизу, “слепого” — сверху). Смена партнеров в свободном порядке по желанию. Информация передается через мышцы. Затем “слепой” проговаривает вслух свои ощущения.
Инструкция “слепому”: “Положите свою ладонь ( палец) на ладонь ( палец) “поводыря”, не захватывая ее (его), расслабьтесь и двигайтесь в направлении, указываемом вашим “поводырем” ( через тактильные ощущения). Доверьтесь вашему “поводырю” и сообщайте вслух все, что вы чувствует, думаете, представляете. Если возникнет чувство страха, обязательно сообщите об этом.”
Инструкция “поводырю”: “ Ведите слепого осторожно. Думайте об его возможностях, следите за тем , чтобы он понимал вас. В случае необходимости можете повторить свое сообщение. “Объясняйте” столько раз, сколько будет необходимо. Не спешите. “
Замечание ведущему: одновременно выполняют упражнение не более двух пар.
Упр. 3.
А теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т.е. выяснить особенности Я как субъекта восприятия других.
Вступая во взаимодействие с окружающими мы обычно обнаруживаем что они нам нравятся либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим лицам. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.
А. Вспомните двух людей, которые вам очень нравятся ( для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств , которые вам в них нравятся.
Инициалы первого | Инициалы второго |
Качества | |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Б. Вспомните двух людей, которые вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме, запишите их качества, которые вам не нравятся.
Инициалы первого | Инициалы второго |
Качества | |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
В. Указав все эти качества вы сможете увидеть, в чем схожи двое людей, которые вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (предположим: “добрый”, “щедрый”)? Произведя такое же сравнение второй пары списков, вы увидите сходство не нравящихся вам людей в отмеченных вами качествах ( например: “жестокий”, “косный”). Теперь сравните все четыре перечня и определите какие личностные параметры людей заставляют вас любить или напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для вас, что вы ищете в окружающих и что вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы.
Теперь нетрудно увидеть связь самохарактеристики с характеристиками , которые вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в рамках собственной Я — концепции. Кроме того упражнение помогает подойти к чувственному пониманию феномена “отношения “. Как не трудно увидеть, оно не совпадает с субъективным отражением действительности, заключая в себе истоки субъективизма, препятствующего полному взаимопониманию людей. Наконец, вы можете зарегистрировать множественность выполняемых вами межличностных ролей. Еще Юнг сказал:“ Мы склонны замечать в людях то, что есть в нас самих.”
В целом необходимость делать вывод по коллективистической природе Я-концепции человека, о ее зависимости от окружающих. Здесь возникает связь : чем больше нам нравятся люди, тем больше мы нравимся им и, следовательно, улучшить себя можно лишь путем улучшения тех групп и коллективов, участниками которых мы являемся.
Сознание и самосознание ( Я-концепция), а также отношение и самоотношение человека взаимосвязаны с его деятельностью. На индивидуальном уровне рассогласование между желательной и обязательной деятельностью вызывает деформацию Я-концепции, что болезненно воспринимается человеком, как несоответствие самому себе, утрата личной определенности (или самотождественности).
Упр. 4.
Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например: “ Буря мглою небо кроет.” Каждый по очереди произносит по одной букве слова ( Б-У-Р-Я…) . В конце слова — все встают , на знак препинания — топают ногой. В конце строки — хлопают в ладоши.
Итак, первый участник произносит первую букву, второй — вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали!
Какие трудности у вас возникли? Поделитесь пожалуйста.
Упр. 5.
Это упражнение направлено на развитие межличностных отношений, тренировку внимания, снятие стереотипов. Значение имеет то, как партнеры пользуются возможностями друг друга в ходе общения, кооперируются для достижения общей цели.
Группа разбивается на тройки — “слепой”, “глухой”, “немой”. Необходимо договориться о встрече в городе, или о подарке на день рождения, или о рыбалке.