В мире обучения персонала важнейшей частью повседневной жизни является стратегическое планирование, а способность опережать динамику трендов в корпоративном обучении персонала может принести вашей организации огромное преимущество. Если ваша компания ищет смелый инновационный подход к вопросу профессионального обучению, то, возможно, именно перечисленные ниже тенденции в мире обучения и развитие персонала вдохновят вашу организацию на новые подходы.

1. Геймификация в обучении персонала

Если бы тенденции обучения были членами рок-группы, то геймификация была бы главным солистом. Именно сейчас данная тенденция является абсолютной «рок-звездой» в мире обучения. По мере того, как кадровые отделы и группы преподавателей начинают все лучше понимать способы мотивации и привлечения сотрудников поколения миллениалов и пост-миллениалов, геймификация все чаще оказывается в самом центре обсуждений вопросов корпоративного обучения.

Геймификация увеличивает степень участия пользователей и способность запоминать информацию: участие в игре приносит учащимся ощущение долгожданного перерыва от нагрузок, испытываемых ими при традиционных методах обучения. Геймификация также отвечает на один из ключевых запросов нового поколения сотрудников:

“Хочу, чтобы обучение было интересным и увлекательным!” и “Хочу саморазвития и роста!”

Как это работает? Геймификация увеличивает степень вовлеченности пользователей и их способность запоминать информацию, поскольку участие в игре приносит участникам ощущение долгожданного перерыва от нагрузок, испытываемых ими при традиционных методах обучения. Обучение через игру – естественная потребность человека, заложенная в него с самого детства.

Игры могут создаваться для любых областей корпоративного обучения и адаптироваться под различные уровни навыков и компетенций. Они идеально подходят для объяснения сложных концепций, представления корпоративных правил и ценностей, а также для проверки знаний сотрудников менее формализованным способом. Вспомните, когда вам в последний раз на тренинге доводилось участвовать в ролевой игре. Вспомните, насколько выше была степень вашей вовлеченности в процесс, и вы поймете, почему геймификация становится одним из самых важных инструментов, доступных для корпоративного обучения и развития.

2. Мобильное обучение

В 2018 году одним из самых «крутых» трендов в области обучения персонала стало мобильное обучение. Почему? Посмотрите на окружающих вас людей. Скорее всего, большинство из них держат в руках смартфон или планшет. Более половины жителей мира пользуются смартфонами; большинство из них проводит за своими устройствами до трех часов в день. Технология мобильного обучения позволяет транслировать учебный контент через эти устройства, расширяя степень охвата пользователей. Она также обеспечивает гибкость доступа, заменяя бесполезную трату времени в пути учебными занятиями на ходу. К тому же получение информации через мобильное устройство — это то, к чему привыкли представители поколения миллениалов и центениалов.

3. Цифровой контент

Переход на цифровой формат не только малозатратен, но и упрощает жизнь учащегося. После 244 лет выпуска печатных изданий одна из крупнейших издательских компаний, выпускающих справочные материалы, объявила о прекращении публикации своих последующих изданий в бумажном виде. Начиная с 2012 года, энциклопедия «Британника» стала исключительно цифровым ресурсом. Учебники, так же, как и эта легендарная справочная система, делают серьезный шаг в сторону полностью безбумажных технологий. Переход на цифровой формат не только малозатратен, но и упрощает доступ к информации в ходе обучения. Когда ссылка или быстрый поиск слов перенаправляют пользователя в нужный ему раздел, то доступ к нужному тексту существенно ускоряется.

4. Вебинары

Вебинары дают уникальную возможность всем сотрудникам, находясь при этом в любой точке мира, участвовать в процессе корпоративного обучения, прослушивать лекции, обсуждать темы в рамках виртуальной дискуссии, задавать и решать вопросы с бизнес-тренером или преподавателем.

Соберите вместе несколько мотивированных сотрудников, выберите предмет обсуждения, и дайте возможность всем принять участие в дискуссии — вот, вы и организовали семинар. Воспользуйтесь техническими устройствами, которые стали доступны большинству людей, и которые можно с легкостью носить с собой. Теперь вам не нужно находиться в одной и той же комнате или даже в одной стране с вашими сокурсниками. В этом и состоит простота вебинара.

Сегодня корпоративные университеты крупных организаций и государственные учебные учреждения во всем мире предлагают учащимся разнообразные семинары в форме виртуального обучения. Вебинары, как форма такого виртуального обучения, способствуют активному вовлечению всех участников в процесс получения знаний и развития навыков и компетенций.

5. Персональное обучение

Как хорошо подогнанный костюм, персональная услуга таит в себе какую-то особую привлекательность. Персональное обучение получило мощный толчок благодаря появлению онлайн систем управления учебной деятельностью. Данные системы позволяют хранить показатели уровня знаний каждого сотрудника в единой корпоративной базе данных. Эту информацию менеджеры по обучению могут использовать для персонализации каждого аспекта обучения в зависимости от усвоения материала. Система работает как инструктор по повышению квалификации, отслеживая успехи сотрудника и предлагая дальнейшие информационные ресурсы с учетом учебных задач и достигнутого уровня знаний.

Самым банальным примером применения метода персонального обучения являются обязательные модули корпоративных онлайн тренингов (например, по безопасности, антикоррупционной политике, политике о конфиденциальности и использовании персональных данных), которые некоторые сотрудники должны делать на ежегодной основе. Система персонального отслеживания завершения модуля будет систематически напоминать работнику о необходимости закончить тот или иной блок обучения или возобновить истекающую аккредитацию.

В более сложных онлайн системах персонального обучения сотрудники могут сами формировать свой образовательный процесс в зависимости от конкретных лидерских и карьерных целей. Получив доступ к корпоративной систем управления обучением, они имеют возможность повышать профессиональную и управленческую компетенцию без отрыва от производства и в удобное для них время.

6. Микрообучение и «микроблоки»

Еще в 90-х годах группа крайне прогрессивных учебных заведений начала в порядке эксперимента проводить 10-минутные уроки, которые прерывались на церемонии награждений, свободное время и другие несложные виды деятельности.

Микрообучение предполагает проведение уроков малыми порциями (блоками) длительностью примерно от 1 до 20 минут, давая возможность полностью использовать то время, когда учащийся способен максимально сосредоточиться.

Возможно, авторов этого метода вдохновила идея о том, что лучший способ изучить что-то новое – это осваивать информацию небольшими порциями. В традиционном преподавании оптимальным считается урок длительностью около часа (хотя академический час составляет 45-50 минут). Тем не менее более поздние исследования в области обучения показывают, что реально человек способен находиться в сосредоточенном состоянии не более 20 минут, после чего внимание начинает ослабевать.

Микрообучение предполагает проведение уроков малыми порциями – блоками длительностью примерно от 1 до 20 минут, позволяя полностью использовать то время, когда учащийся способен максимально сосредоточиться. Это может повысить результаты в долгосрочной перспективе, что важно при подготовке сотрудника к выполнению той или иной работы. Интерес к обучению через микроблоки сильно возрос, когда в ряды сотрудников компаний стали вливаться представители поколения, рожденного после 90-х. Отличительной чертой этого поколения некоторые социологи считают “клиповое мышление” — то есть, не способность концентрировать внимание на какой-либо теме более 5 минут.

7. Коллегиальная оценка и обратная связь

Если человека попросить грамотно и конструктивно провести независимую оценку сильных и слабых сторон своего товарища или коллеги, то такая обратная связь для многих станет существенным побуждающим стимулом в личностном и профессиональном развитии. Особенно в тех случаях, когда молодой сотрудник заинтересован в том, чтобы развиваться и совершенствоваться в своей профессии.

Психологи считают что, если попросить учащегося оценить работу другого учащегося или объяснить ему какую-нибудь сложную теорию, либо стать для кого-то наставником, то это идет на пользу, как самому обучаемому, так и его коллеге-наставнику. Подобная модель корпоративного обучения, ориентированная на работу в группе, позволяет сотрудникам повысить свой уровень знаний, создает ощущение причастности к единому сообществу и воспитывает чувство личной ответственности.

Кроме того, учебные организации и работодатели заметили, что подобный подход — это хороший способ сэкономить средства в сравнении с использованием традиционных индивидуальных консультаций. Сокращение времени отсутствия сотрудника на рабочем месте, времени преподавателя и, наконец, более высокие результаты обучения, превращают коллегиальное обучение в отличный объект инвестиций.

8. Технологии дополненной и виртуальной реальности

Если виртуальная реальность создает имитацию среды с эффектом погружения, то дополненная реальность объединяет сгенерированную на компьютере информацию с естественными ощущениями наблюдателя. Использование дополненной и виртуальной реальности в сочетании с учебными программами позволяет добиться более высокой степени вовлеченности сотрудника в процесс обучения, создавая при этом более интерактивную среду. Это способно зажечь воображение и мотивацию работника, побудить его заняться более глубоким изучением предмета. Поставщики образовательных услуг признают, что возможности технологий дополненной / виртуальной реальности дает им возможность предлагать своим клиентам более содержательные и специализированные программы профессионального развития.

9.Социальное обучение

Все мы стремимся принадлежать к какому-то сообществу, а обучаясь в составе группы, мы ощущаем более сильную мотивацию, в большей степени вовлекаемся в процесс обучения и достигаем более высоких результатов. Еще 60 лет назад преподаватели узнали, что лучше всего мы учимся друг у друга. Вот почему многие программы корпоративного и профессионального обучения основаны на работе в группах, обсуждениях и коллективном поиске решения проблем. До недавнего времени это было возможно только в условиях личной встречи. Интернет в сочетании с мобильными устройствами позволяет нам обмениваться идеями, данными, координировать процесс обучения и развивать свои профессиональные навыки вместе с другими в режиме реального времени. Благодаря появлению технологий социального обучения компаниям стало гораздо проще и дешевле организовать процесс группового обучения и развития.

10. Неформальное обучение становится цифровым

Данный тренд не имеет четко установленных задач с точки зрения результатов обучения и, с точки зрения обучающегося, никогда не является целенаправленным. Неформальное обучение — это тренд, в рамках которого многие из нас обретают знания в социальной и неформальной обстановке. Сейчас в ряде крупных компаний в сфере обучения и профессионального развития возможности неформального обучения интегрируются в среду виртуального процесса управления знаниями. С помощью различных внутренних википедий, форумов и чатов сотрудникам предлагается поделиться собственным мнением и контентом. Так компания дает возможность быстрого доступа к коллективным знаниям и создает базу справочного материала.

 

Блог-Николь

Бесплатные политики и процедуры по вопросам управления персоналом

0.5