Мотивация персонала
Мотивация персонала – это система методов и подходов, нацеленная на повышение производительности труда персонала сотрудников и организационной эффективности. Она может быть реализована через определенный набор материальных и нематериальных стимулов, применяемых в отношении сотрудника со стороны менеджмента компании. При помощи различных способов повышения мотивации персонала также привлекаются и удерживаются ценные талантливые кадры и ключевые сотрудники организации. Разработкой эффективной системы мотивации персонала обычно занимается департамент по управлению персоналом совместно с руководством компании.
Содержание статьи:
Функция мотивации персонала
В ходе разработки системы управления персоналом каждая компания самостоятельно выбирает адекватные методы, которые мотивируют весь коллектив к достижению стратегических целей. Большинство теорий по мотивации персонала утверждает, что мотивированный сотрудник в большей степени получает удовольствие и испытывает радость от работы. Его уровень заинтересованности в успехе бизнеса и отдача на работе существенно выше. Высокую мотивацию сотрудников невозможно достичь какими-либо насильственными способами. Это сложный процесс, включающий много мероприятий, в том числе:
- активное обучение персонала;
- профессиональное и личностное развитие;
- карьерное продвижение персонала;
- постоянный мониторинг и справедливую своевременную оценку работы сотрудников;
- адекватную систему оплаты и вознаграждения сотрудников;
- создание комфортных условий труда и вовлеченности сотрудников в процессы принятия решений.
Таким образом функция мотивации персонала тесно взаимосвязанна с аспектами аттестации и оценки персонала, обучения и развития, оплаты и вознаграждения.
Что же входит в понятие мотивация персонала
Понятие мотивация персонала вбирает в себя комплекс действий, нацеленный на удовлетворение внутренних ценностей, стремлений и потребностей человека, с целью повышения его профессиональной эффективности и инициативности, желания трудиться, а также стремления к самосовершенствованию своего профессионального и управленческого уровня. В широком смысле слова термин “мотивация” означает побуждение к чему-либо. В таком понимании это понятие является краеугольным камнем не только многих теорий мотивации персонала, но и теорий по лидерству и менеджменту.
Система мотивации персонала
Любая система мотивации персонала состоит из двух основных компонентов:
- материальных форм мотивации;
- нематериальных форм мотивации.
В управлении персоналом вопрос признания успехов и поощрение сотрудников – непростой и требующий постоянного учета выполненных задач и контроля качества труда, а также изучения и анализа возникновения и развития мотивов поведения сотрудников. Поэтому для руководства компании крайне важно выработать или выбрать верную систему мотивации подчинённых, которая бы отвечала нуждам сотрудников и финансовым возможностям предприятия.
Библиотека бесплатных политик и процедур на тему мотивации и оплате труда
Материальная и нематериальная мотивация
Материальная мотивация — как правило, предусматривает вознаграждение работников в денежной форме и может включать в себя следующие элементы: базовую систему оплаты труда;
- систему начисления бонусов и премий;
- различные социальные выплаты — выплаты при потере трудоспособности и работы, страхование жизни и здоровья сотрудника, оплата сверхурочной работы, отпусков
- дополнительные выплаты в виде социального пакета — например, оплата добровольного медицинского страхования, спортивным мероприятий, обучения.
Нематериальная мотивация не предполагает прямых денежных выплат, но включает мероприятия, при которых сотрудник получает эмоциональные выгоды и общественное признание собственных достоинств. Формами нематериального поощрения сотрудников будут мероприятия, направленные на улучшение рабочего настроения и чувства вовлеченности, поднятие самооценки и удовлетворения от выполняемой работы, а также повышение командного духа и поощрение коллектива через совместное время провождения — например, тимбилдинги, корпоративные праздники и традиции.
Управление мотивацией персонала
На мотивацию сотрудников любой организации действуют многочисленные факторы как внутренние, существующие внутри самой организации, так и внешние, связанные с ситуацией в отрасли, бизнесе и рынке труда. Работники ведут себя под действием этих факторов самыми разными способами, иногда подтверждая своим непредсказуемым поведением важнейшую мысль, что «люди все разные, и мотивы их действий просчитать достаточно сложно”. В этом заключается самый сложный аспект управления мотивацией. Как выстроить систему мотивации таким образом, чтобы она отвечала нуждам и запросам сотрудников, чьи ожидания по определению будут разнообразными и изменчивыми.
Управлением мотивацией персонала в организации занимается в первую очередь руководство — от линейных менеджеров до топ менеджмента. Грамотные руководители, занимающиеся правильной организаций управления мотивацией персонала, должны осознавать, что в широком смысле система мотивации должна решать три основные задачи:
- Привлечение и удержание нужных сотрудников и минимизация текучки ключевого персонала;
- Постоянное повышение эффективности труда;
- Создание нужного уровня лояльности сотрудников в отношении организации.
Теория мотивации персонала
Теория мотивации – это специально разработанная и опытно доказанная система знаний о причинах, побуждающих человека к действиям в том или ином направлении. В теории управления персоналом и лидерстве на сегодняшний день существует более 100 мотивационно-поведенческих теорий, начиная древним методом “кнута и пряника” и заканчивая теорией нет социального контракта. Основных классических теорий мотивации около восьми. Среди них:
- Теория ожидания Врума;
- Теория Фредерика Тейлора;
- Теория справедливости Адамса;
- Теория Дугласа МакГрегора «X и Y»;
- Трехфакторная теория мотивации МакКлелланда;
- Теория потребностей А. Маслоу;
- Комплексная процессуальная теория мотивации (Лайман Портер, Эдвард Лоулер);
- Теория Фредерика Герцберга;
Несмотря на существование многочисленных схем и теорий мотивации персонала, практическое их применение вызывает сложности. В адаптации теоретических знаний по вопросам мотивации персонала к бизнес реалиям конкретной организации важную роль играет специалисты отдела кадров. Одна из основных задач этого подразделения — создать систему и методы мотивации, которые должны соответствовать основным потребностям коллектива, помогать в достижении бизнес задач и легко перестраиваться в след за изменениями условий на рынке труда.
Методы мотивации персонала
Способы мотивации персонала имеют четкую цель: стимулирование повышения качества и эффективности труда сотрудников. Условно их можно сгруппировать в три основных направления:
Индивидуальная мотивация сотрудника сфокусирована на выявление и удовлетворения индивидуальных мотивационных потребностей ключевых сотрудников.
Моральная и психологическая мотивация задается целью создать комфортную трудовую атмосферу для всего коллектива.
Организационная мотивация помогает создать систему мотивации персонала через политики и процедуры по управлению персоналом.
Единого, золотого метода мотивации персонала, который бы работал в любой компании любым коллективом, нет. В некоторых организациях нематериальные способы мотивации действуют намного эффективнее, чем денежные выплаты. В других компаниях основой эффективной системы мотивации персонала является система справедливой оплаты труда и распределения прибыли. Выбор адекватных методов мотивации персонала зависит от множества факторов, включая внешние условия рынка труда, бизнес стратегию, корпоративную культуру, стиль руководства, финансовые возможности компании. В большинстве случаев организации пытаются использовать комплекса мероприятий, направленных на всестороннее стимулирование работников.
Оценка эффективности мотивации персонала
В большинстве коммерческих организаций оценка эффективности персонала проходит через призму оценки производительности человеческих ресурсов. Критерии оценки могут включать:
- прибыль на штатную единицу;
- производительность на штатную единицу;
- коэффициент инновативности на штатную единицу.
Дополнительно к этому параметру компании склонны оценивать:
- удовлетворенность персонала;
- вовлеченность персонала;
- показатели текучесть кадров.