Лидерство
В устойчивых объединенных группах лидерство — обычное явление. В психологической науке и теории управления понятие лидерства неоднозначно, поскольку оно возникает стихийно. В социальном, рабочем и студенческом коллективе всегда существует формальный руководитель и неформальный лидер, который выступает как образец. Для эффективного управления организацией человека, принимаемого последователями, стоит выдвигать на руководящие должности.
Содержание статьи:
- Понятия власти, руководства и лидерства
- Лидерство как форма власти
- Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
- Руководство как аспект лидерства
- Природа лидерства
- Особенности ситуационной теории
- Бихевиористская теория
- Личностно-психологическая теория Фрейда
- Концепция Преобразующего лидерства
- Концепция Харизматичное лидерство
- Концепция атрибутивного лидерства
- Роль лидерства
- Лидерство в психологии
- Понятие лидерства в менеджменте
- Лидерство в управлении организацией
Понятия власти, руководства и лидерства
Психологическая литература называет желание власти основным мотиватором лидерства, способностью и возможностью использовать авторитет для оказания влияния на человека и общество. Идеальная концепция власти состоит в том, что человек доминирует над группой так, чтобы ему хотели подчиняться, выступает в роли неформального лидера. Реализация необходимой тактики управления эффективна, если властному руководителю интересна полезность и приемлемость его действий.
Лидерство как форма власти
Лидерство — управленческие отношения внутри группы, когда одни ее члены имеют моральные преимущества перед другими. Понятие лидера основывается на доминировании конкретного человека в коллективе. Неформальный руководитель выдвигается спонтанно и соответствует признакам:
- активность, инициативность для поиска решений задач;
- способность оказания влияния на конкретного человека или группу людей;
- информированность о социальной, трудовой ситуации;
- соответствие поведения социально-психологической атмосфере в группе, ее моральным ценностям и нормам;
- наличие эталонных для коллектива личностных качеств;
- способность выходить за рамки эталонных ценностей без потери авторитета.
Сущность лидерства отражена в умениях организации социального поведения группы и представительских задачах при взаимоотношении с другими коллективами. Способности лидера также заключаются в ответственности за результат команды и поддержке комфортного микроклимата.
Руководство как аспект лидерства
Лидерство и руководство — групповые процессы, при которых власть приобретает социальный управленец. В данном случае понятию лидерства отведена формальная роль — руководитель осуществляет полное управление рабочим процессом. Неформальный лидер отстаивает социальные и психологические интересы группы.
Формальное лидерство отличается от стихийного следующими признаками:
- официальное назначение управленца;
- стабильность формального руководства;
- руководитель наделяется законодательными полномочиями и правами для принятия решений;
- использование формальных и неформальных санкций для регулирования управленческих процессов;
- расширенная сфера деятельности руководителя — макросреда;
- регулирование формальных отношений в организации, использование внешней и внутренней информации;
- персональная ответственность за деятельность членов группы — студенческой, социальной, трудовой;
- руководитель может не быть лидером для коллектива.
Основное отличие формального руководителя от неформального лидера — жесткая и урегулированная законодательно система отношений «господство-подчинение».
Природа лидерства
Понятие и природа лидерства определяется чертами характера, качествами личности и ситуациями, в которых выполняется деятельность. Человек с неформальным авторитетом оказывает влияние на сотрудников, определяет цели и способы реализации задач. Сущность природы лидерских влияний отражает ряд теорий по исследованию доминирования в управлении и менеджменте.
Особенности ситуационной теории
Концепция, предложенная Фредом Фидлером, была создана на основе традиционных теорий. Она опирается на обнаружение личностью способностей к руководству при наличии обстоятельств:
- группу возглавляет только человек, который может принять решение в данный момент;
- руководство социальным объединением переходит от делового к информационному, эмоциональному лидеру;
- человек, достигший неформального авторитета, может занимать руководящие позиции.
Согласно Жан Хартли, стремление к лидерству должно быть врожденным, но само понятие о сущности лидерства — множественное.
Бихевиористская теория
Концепция лидерских черт основывается на наборе психологических качеств руководителя. Социолог Эмори Богардус отмечал энергичность, интеллект, способность прогнозирования ситуации и тактичность. Ральфом Стогдиллом выдвинута структура личностных качеств — уверенность, сильная воля, организаторские таланты, компетентность, знание человеческой природы. В условиях реальных групп теория была опровергнута: неформальное лидерство свойственно человеку, не отличающемуся рабочими и социальными достижениями.
Личностно-психологическая теория Фрейда
Психоаналитиком Зигмундом Фрейдом выдвинута концепция, по которой лидерские качества возникают у неполноценных в моральном плане людей. Теория рассматривает человека:
- выросшего в нездоровой социально-психологической среде;
- с желанием господства и подчинения как психологической потребности устранения личных комплексов;
- дуалистичного в плане управленческой позиции — при удовольствии от безграничной власти возникает потребность в демонстрации превосходства.
Данный тип личности, занимая должность руководителя, нарушает законодательные и социальные права подчиненных. Человек заботится только о собственной власти и не достигает эффективных результатов управления.
Концепция Преобразующего лидерства
Концепция преобразующего лидерства рассматривает особенности лидера-реформатора и его принятие группой. Данный тип неформального руководителя способствует:
- улучшению образовательного уровня коллектива;
- повышению доверительности в группе;
- помощи в совмещении личных, социальных и трудовых интересов.
Концепция руководства предполагает совместное управление группой, при котором уважение и доверие последователей являются постепенными процессами.
Концепция Харизматичное лидерство
Концепция Харизматичное лидерство или теории «великого человека», известная со времен Древней Греции, заключается в наличии у человека определенных талантов для возвышения над другими членами сообщества. Люди доверяют ему управление, но качество деятельности команды зависит только от личностных качеств. Такая команда без харизматичного лидера недееспособна и распадается после ухода “великого человека”.
Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивная теория, предложнная Т. Парсонс в 1953 г., определяет лидера как анализатора поведения группы, способного прогнозировать ее деятельность. Подобный тип руководителя ищет пути принятия решений, своевременно реагирует на перемены и принимает эффективные меры для улучшения развития своей команды.
Все теории природы лидерства рассматривают феномен с различных точек зрения, но не дают ему полную оценку. Определить особенности неформального авторитета можно, рассматривая мотивацию, личные качества, последовательность воздействия и задачи руководителя.
Роль лидерства
Роль и место лидера определяются по умению человека направлять свою группу для реализации корпоративных целей. Лидерские полномочия заключаются в проявлении сильных черт характера, умений ликвидировать конфликтные ситуации. Роль лидерства — эталонная и предусматривает:
- постоянное влияние на группу;
- глобальное воздействие на всех лиц, включенных в организацию;
- наличие приоритетов во влиянии, асимметричность, неравенство воздействия на различных людей;
- признание правомерности руководства (для организационного типа).
Стратегическое планирование развития организации должно рассматривать возможности лидера, его способности к управлению малыми группами, особенности налаживания партнерских связей, принятия и реализации новых идей.
Лидерство в психологии
Психологические концепции рассматривают понятие о лидере и лидерстве с неформальной стороны. Исследования природы феномена говорят о лидерстве и руководстве как о полярных категориях управления.
Психологами в зависимости от масштаба задач выделяются различные виды лидерства.
- Бытовой тип. Реализуется в досуговых кружках, школьных, студенческих, семейных коллективах.
- Социальный тип. Актуален при производственных процессах, в профсоюзах и профильных группах.
- Политический тип. Лидеры — личности, занимающиеся государственной или общественной деятельностью.
Уровень влияния руководителя подчинен особенностям коллектива. Для группы его образ — модель, средство выражения интересов и соответствия нормам поведения. При выполнении данных условий лидер приобретает последователей, доверяющих ему.
Понятие лидерства в менеджменте
Зарубежные исследователи различают понятия лидера и менеджера по степени формального и неформального авторитета. Основное отличие в деятельности менеджера согласно устоявшейся схеме управления, а лидера — на интуитивном уровне.
Имидж менеджера-лидера в конкретной сфере деятельности зависит от его уникального стиля руководства:
- наличие у человека четкой позиции управления, определенных качеств, творческих способностей, гибкости реакции на требования клиента;
- воздействие на группу методом сотрудничества, следования ее интересам, увлеченностью персонала в работу;
- генерация идей и оптимистичный настрой на решение нестандартных ситуаций;
- терпимость к недостаткам коллектива — эффективный лидер корректирует их;
- креативность при выполнении задач;
- проявление интереса ко всем аспектам деятельности компании;
- честность по отношению к формальному руководителю.
Агрессивность, самоконтроль, рациональность менеджера-лидера также рассматриваются как положительные качества. Авторитетная личность умеет реализовать проект, делегировать полномочия членов коллектива, правильно и последовательно организовывать его работу.
Лидерство в управлении организацией
Единоличное управление крупной компанией один человек реализовать не сможет. Современный руководитель взаимодействует с партнерами, профсоюзными и государственными учреждениями, поэтому наделяет организационными полномочиями менеджеров-подчиненных.
Рассматривая понятие и сущность лидерства, можно выделить несколько типов лидеров в практике управления.
- Организатор. Потребности группы воспринимаются, как личные. Человек выбирает стратегию разрешимости проблем, тактику поощрения, выражения неодобрения без унижения.
- Творец. Способен рассмотреть новые тенденции, находить решения в сложных ситуациях. Данный тип лидера умеет заинтересовать группу, выдвинуть сложную работу на обсуждение.
- Борец. Отстаивает собственные и групповые интересы, обладает способностями принятия рисковых решений, их успешной реализации.
- Дипломат. Человек знает все рычаги влияния, скрытые детали задачи. Он не афиширует собственные планы даже единомышленникам, акцентируя внимание на известных фактах.
- Утешитель. Лидера отличает способность к сопереживанию, вежливость и предупредительность.
Основной тип делового лидерства в управлении — инструментальное. Сущность стратегии основывается на обеспечении правильного руководства группой для достижения эффективных результатов. При этом руководитель организации умеет влиять на подчиненных так, чтобы они своевременно и эффективно выполняли работу, повышали корпоративные стандарты.
Только лидер способен реально повлиять на деятельность персонала, организовать его. Используя объективные и субъективные механизмы воздействия, руководитель удовлетворяет организационные требования к управлению.
Формальное лидерство выстраивается на отношениях подчиненного и начальника, а неформальное на взаимодействии лидера и последователя. Успешное управление не всегда означает наличие хорошего лидера.