d0bfd180d0bed182d0b0d181d0b5d0bdd0bad0beHR-менеджеры, ивентщики и лидеры компаний рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда привычные способы повысить лояльность и сблизить команду уже не работают. На помощь приходят нестандартные решения, и все чаще из областей, далеких от HRM. Как шутки могут помочь компании — рассказывает создатель Корпоративного Стендапа Артем Протасенко.

С чего все началось
Я журналист, сценарист, работал в различных телепрограммах, играл в КВН. В прошлом году занялся стендапом — это юмористический жанр, который активно развивается в России: комик со сцены рассказывает о том, что его волнует, и все над этим смеются. Он шутит над собой и над проблемами, которые портят ему жизнь. Изучал теорию, выступал в клубах. И я подумал: а что если поставить стендап на службу бизнеса?

И тут как раз жена – бизнес-тренер — готовила управленческую сессию для большой компании. Заказчику хотелось, чтобы перед сессией топ-менеджмент, во-первых, получил картину — что происходит в компании, чем дышат подразделения; а во-вторых, чтобы все расслабились, освободились от директорских масок, стали живыми и искренними. И я предложил: давай проведем для них стендап, он отлично подходит для этих целей.

Собственник не побоялся, пошел на эксперимент и потом благодарил за этот опыт. 16 директоров выступали с шутками о своих направлениях, о том, что их напрягает в работе. Все были в восторге, и я понял, что это может стать востребованной услугой.

Как приготовить хороший стендап для компании

Длительность подготовки зависит от количества выступающих. В среднем месяц-полтора. Заказчик определяет, для чего и для кого он хочет провести КС. Отсюда — и состав участников: это могут быть директора, руководители направлений, филиалов, рядовые сотрудники. У нас выступали и собственники компаний.

На установочной встрече я объясняю формат и прошу собрать “наболевшее”: что напрягает, бесит, раздражает в работе и окружении. На сбор уходит около недели, за это время каждый составляет список проблем — собственных и проблем подчиненных, — это не шутки, а только предпосылки для них, серьезное “сырье”, из которого я дальше делаю шутки.

Для одного выступления нужно 2-3 страницы “сырья”. Написание — самая сложная и длинная часть подготовки, у меня есть 15-20 списков проблем, из каждого надо сделать страницу смешного текста. А это штучный товар, мне нужно вникнуть в специфику работы спикера и в его «боль».

Когда текст готов, мы согласовываем его с выступающим: все ли точно передано, что нравится, что нет; потом репетируем: он читает текст вслух, мы вместе оцениваем, как получилось. Репетиции проходят индивидуально, чтобы члены команды не знали, о чем шутят другие. Иначе им будет неинтересно слушать друг друга. На редактуру и репетиции уходит около недели. Хотя иногда “комик” решает что-то поменять уже в день выступления.

А дальше — собственно шоу. Обычно его веду я, если компания не захочет заказать звездного ведущего. Корпоративные комики выступают, у каждого есть 3-5 минут славы. Оптимальное количество выступлений — до 20, это 1,5-2 часа. Все должно быть динамично и не затянуто.

Не страшно ли шутить про коллег и начальника?

Обычно в стендапе выступление не подразумевает одной связной истории, это как правило, просто набор шуток, хотя в него легко можно включить и смешной случай. Это довольно свободный жанр, тут главное — быть искренним и смешным.

Искренность не всем дается легко. Кто-то никогда не выступал перед публикой, а кто-то просто боится ляпнуть лишнее. Здесь многое зависит от культуры компании, насколько люди доверяют друг другу и руководителю. Ну и на старте мы объясняем, что, ребята, здесь вообще-то все свои. И что смех работает в итоге на укрепление команды и эффективность компании. А если вы не готовы смеяться над своими проблемами, то Корпоративный Стендап вам, видимо, не подходит.

Участие в шоу — дело добровольное. Это не субботник, где “явка обязательна”. Ни один начальник не заставит человека выступать, если тот не хочет. Каждый решает для себя сам, выходить на сцену вместе с коллегами или нет. Но пока никто не отказывался.

Есть у откровенности и обратная сторона. Хоть стендап и жесткий жанр, но шоу не должно превращаться в разборки. Моя задача как автора — в том числе и в том, чтобы шутки помогли сотрудникам выпустить пар, посмеяться друг над другом, никого при этом не обижая.

Корпоративный Стендап – смесь веселого шоу и деловой презентации

Это универсальный инструмент, мероприятие, которое не только веселит и сближает команду, но и дает информацию о ситуации в компании, о зонах, над которыми надо работать, для улучшения эффективности, производительности, корпоративной культуры. Его можно проводить и как отдельный корпоративный ивент, и внутри тренинга, стратегической сессии. Главное, чтобы были желание шутить и площадка.

О площадках. Можно провести КС и в офисе. Но stand up — это все-таки шоу, оно предполагает сцену, микрофон, музыкальное оформление. Но во всем, разумеется, прежде всего – цели и предпочтения заказчика.

При этом от него требуется немного — определить состав участников, желаемую дату мероприятия и назначить установочную встречу. Продукт достаточно гибкий, из Москвы я могу подготовить шоу в любом регионе через интернет. Но в идеале — все же личный контакт с каждым участником.

Источник

0.5