Люди спрашивают, какая разница между лидером и руководителем. Лидер работает в открытую, руководитель— взакрытую. Лидер ведет, босс погоняет».
Теодор Рузвельт, 26-й президент США, 1901-1909 годы
Лидерство является одной из наиболее популярных тем среди психологов, социологов, исследователей, HR-специалистов и, конечно, самих руководителей. Тысячи статей посвящено этой теме, проведены сотни исследований, написаны десятки книг. В этом огромном потоке информации легко потеряться – ведь теории лидерства, как правило, не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют.
В данной статье я попыталась проанализировать наиболее значительные и состоятельные исследования лидерства последних десятилетий.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что навыки лидера не являются врожденными. Так, Джон Коттер утверждает, что их можно создать и развить. Необязательно от рождения обладать качествами лидера, считают исследователи под руководством Билла Джорджа, — все дело в аутентичности. Дениэл Гоулман уверен, что всех эффективных лидеров объединяет одна существенная особенность — высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Рональд Хейфец и Дональд Лаури настаивают на том, что признаком настоящего лидерства служит умение стимулировать в людях адаптивные усилия. Уоррен Беннис и Роберт Томас отмечают, что выдающиеся лидеры извлекают пользу и важные уроки из самых неприятных и тяжелых ситуаций, которые становятся для них поворотными. Джим Коллинз говорит о лидерах пятого уровня – людях, в которых странным образом сочетается невероятная скромность и профессиональная решимость. И, наконец, Дэвид Рук и Уильям Торберт утверждают, что все дело в логике действия лидеров. Итак, обо всем этом чуть подробнее.
Содержание
- Дениэл Гоулман. Эмоциональный интеллект
- Питер Друкер и его восемь принципов эффективного лидерства
- Джон Коттер. Чем отличается Лидер от Менеджера
- Рональд Хейфец, Дональд Лаури. Трудности адаптации
- Уоррен Беннис, Роберт Томас. Горнило лидерства
- Джим Коллинз. Лидеры пятого уровня
- Дэвид Рук, Уильям Торберт. Логика действия
- Билл Джордж, Питер Симс, Эндрю Маклин, Диана Мейер. Аутентичность лидера
Дениэл Гоулман. Эмоциональный интеллект
Всех эффективных лидеров объединяет одна существенная особенность — высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Человек, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную профессиональную подготовку, острый аналитический ум и бесконечно генерировать ценные идеи, но он все равно не станет великим лидером.
Исследования показали, что, когда высшее руководство компании обладает необходимым уровнем эмоционального интеллекта, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20% превышают запланированные.
Составляющие эмоционального интеллекта:
• Самосознание — способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы.
• Самоконтроль — способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.
• Мотивация — желание работать ради самого процесса.
• Эмпатия — способность понимать эмоциональное состояние других людей.
• Социальные навыки — умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми.
Питер Друкер и его восемь принципов эффективного лидерства
Основным источником возможностей для эффективного лидера служат изменения. Эффективные руководители поручают своим лучшим сотрудникам развивать возможности, а не решать проблемы.
Эффективному руководителю не обязательно быть лидером в общепринятом смысле этого слова. Секрет эффективности заключается в том, что все они соблюдают восемь принципов.
1. Задавать вопрос «Что нужно сделать?».
2. Спрашивать «Что хорошо для компании?».
3. Разрабатывать план действий.
4. Самим отвечать за свои решения.
5. Брать на себя ответственность за взаимоотношения.
6. Концентрировать свое внимание на возможностях, а не на проблемах.
7. Продуктивно проводить встречи.
8. Думать и говорить, используя местоимение «мы», а не «я».
Джон Коттер. Чем отличается Лидер от Менеджера
Самая губительная полуправда о лидерстве, что дело в харизме и видении: они у вас либо есть, либо нет. Правда же в том, что навыки лидерства не являются врожденными. Их можно создать и развить. Однако для начала нужно ясно понимать разницу между лидерскими и менеджерскими навыками.
Менеджмент имеет дело с управлением сложными структурами; делает ситуации упорядоченными и предсказуемыми. Но для успеха компаниям необходимо адаптироваться к изменениям. Лидерство как раз помогает справляться с быстрыми изменениями.
В чем же разница между лидером и менеджером?
• Менеджер планирует и считает. Лидер задает курс.
• Менеджер организует и подбирает персонал. Лидер ищет союзников.
• Менеджер контролирует и решает проблемы. Лидер предоставляет информацию
Призывы лидера позволяют людям удовлетворять такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда общественного признания, желание чувствовать себя хозяином своей судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы проникают в глубину души и вызывают в нас энергичный отклик.
Рональд Хейфец, Дональд Лаури. Трудности адаптации
В сегодняшнем мире признаком настоящего лидерства служит умение стимулировать в людях адаптивные усилия. Шесть принципов, на которых должно строиться управление адаптивными преобразованиями:
1.«Взгляд с балкона». Лидеры должны видеть контекст изменений или создать его сами. Они должны привить сотрудникам глубокое понимание истории предприятия, объяснить им достижения прошлого, дать представление о действующих на сегодняшний момент рыночных силах и внушить идею ответственности за будущее
2. Определение трудностей адаптации
3. Контроль над прессингом. Чтобы мотивировать подчиненных и не парализовать их активность, руководитель должен придерживаться основных принципов адаптивной работы:
• Создайте безопасные условия, позволяющие сотрудникам анализировать и обсуждать спорные вопросы, а также уточнять конкурирующие позиции и ценности.
• Обеспечьте общее руководство. Определите ключевые вопросы и ценности. Контролируйте скорость изменения: не начинайте одновременно слишком много проектов, сперва завершите начатое.
• Старайтесь поддерживать продуктивный уровень прессинга. Поднимайте трудные вопросы, но при этом сами не впадайте в панику. Вы должны буквально излучать уверенность.
4. Поддержание концентрации внимания. Поощряйте обсуждение спорных моментов и порицайте поиск виноватого и саботаж. Старайтесь в спорах идти дальше поверхностных проблем и полярных мнений. Демонстрируйте готовность к совместному поиску решения проблем.
5. Стимулирование личной ответственности. Для того чтобы люди обрели уверенность в себе и перестали полагаться во всех вопросах на вас, старайтесь поддерживать, а не контролировать сотрудников. Поощряйте риск и ответственность за принятые решения. И обязательно окажите поддержку, если кто-то ошибся. Помогите людям понять, что решения уже есть у них в головах.
6. Восприимчивость к инициативам снизу. Не заглушайте обличителей, инакомыслящих и прочих субъектов, которые указывают на противоречия в вашей компании. Их мнение может дать ход свежим идеям.
Уоррен Беннис, Роберт Томас. Горнило лидерства
Истинный лидер всегда обладает навыками, необходимыми для того, чтобы противостоять любым испытаниям и выходить из них, становясь лишь сильнее и настойчивее.
Что позволяет одному лидеру внушать окружающим уверенность, лояльность и готовность к тяжелому труду, в то время как другие — столь же прозорливые и умные — терпят неудачи? Ключом к ответу на этот вопрос является разное отношение к трудностям.
Выдающийся лидер извлекает пользу и важные уроки из самых неприятных ситуаций. Как правило, это действительно тяжелые испытания, часто обладающие серьезным травматическим эффектом и всегда происходящие внезапно.
Сложные ситуации становятся для лидеров моментами глубокого самопознания, когда им приходится пристально рассмотреть собственные ценности, поставить под сомнение свои представления и отточить суждения.
Чтобы извлекать полезные уроки из негативного опыта, лидер должен обладать четырьмя качествами:
1. Вовлечение других людей в поиск общего решения
2. Дар убеждения
3. Верность принципам
4. Способность адаптироваться
Истинные лидеры обладают особым качеством — непрекращающейся тяге к новым знаниям вне зависимости от возраста. Со стороны все они выглядят полными энергии, любознательности и уверенности в том, что мир полон чудес, раскрывающихся перед ними, словно бесконечный праздник. Это не только любовь к физической активности. Главное — стремление к новым знаниям и саморазвитию, любопытство и страсть к жизни.
Наиболее важное качество для лидера — это способность адаптироваться.
Джим Коллинз. Лидеры пятого уровня
Классический лидер пятого уровня — это человек, в котором странным образом сочетается невероятная скромность и профессиональная решимость. Компания может из разряда просто хорошей перейти в ранг великих (что происходит очень редко), только если ее возглавляет лидер, относящийся к такому типу. Когда мы присваиваем руководителю пятый уровень, это означает, что он обладает лучшими лидерскими качествами.
А лидеры остальных четырех типов? Они отлично справляются с многими задачами. Чтобы стать лидером любого из четырех уровней, необязательно последовательно проходить все предыдущие ступени. Однако лидер пятого уровня обладает не только всеми качествами тех, кто располагается ниже, но и некоторыми особенными чертами.
1й уровень. Талантливый единоличник: вкладывает в общее дело свои таланты, знания, навыки.
2й уровень. Активный член команды: способствует достижению общих целей, эффективно взаимодействует с коллегами.
3й уровень. Компетентный менеджер: грамотно управляет людьми и ресурсами и добивается поставленных целей.
4й уровень. Эффективный руководитель: формулирует и воплощает в жизнь стратегию развития компании. Заставляет команду добиваться высокой производительности.
5й уровень. Лидер пятого уровня: добивается стабильных высоких показателей благодаря парадоксальному сочетанию скромности и профессиональной воли.
Как дорасти до пятого уровня. Вы можете развить задатки лидера пятого уровня, если будете постоянно практиковаться в следующих пяти направлениях.
1. Кто на первом месте. На первом месте должны быть люди, а стратегия — лишь на втором.
2. Парадокс Стокдейла. В самых тяжелых ситуациях не теряйте веру в то, что вы со всем справитесь.
3. Маховик перемен. Постоянно раскручивайте маховик перемен вашей компании. Со временем инерция вырастет, и — бац! — переломный момент настанет.
4. Концепция ежа. Представьте себе, что ваша компания — это три взаимнопересекающихся круга: в какой области компания может стать лучшей; какая экономическая модель оптимальна для компании; чем удастся увлечь сотрудников. Сосредоточьтесь на том, где эти круги пересекаются, остальное забудьте.
Дэвид Рук, Уильям Торберт. Логика действия
Mногие корпоративные психологи признают, что различия между лидерами определяются не управленческой философией, не стилем руководства и не особенностями личности, а прежде всего внутренней «логикой действия» — тем, как руководитель реагирует на ситуацию, если его власть или безопасность оказались под угрозой.
Мы выделяем семь типов логики действия и соответственно семь типов лидеров: «манипулятор» (5%), «дипломат» (12%), «эксперт» (38%), «преуспевающий» (30%, «индивидуалист» (10%), «стратег» (4%) и «алхимик» (1%). По мере развития своих способностей руководители порой перемещаются из одной категории в другую, так что можно проследить за динамикой развития личности.
Опыт показывает, что от логики действия существенно зависит уровень личной и профессиональной результативности человека. Примерно 55% протестированных нами сотрудников относятся к одному из трех классов: «манипуляторов», «дипломатов» или «экспертов». У представителей этих классов результативность ниже среднего уровня. В умении реализовывать корпоративную стратегию эти люди заметно уступают руководителям из разряда «преуспевающих» (их примерно 30%). Но только «индивидуалисты», «стратеги» и «алхимики», составляющие 15% всей выборки, демонстрируют устойчивую способность осуществлять инновации и проводить в своих организациях успешные преобразования.
Билл Джордж, Питер Симс, Эндрю Маклин, Диана Мейер. Аутентичность лидера
Аутентичные лидеры преданны своей цели, не отступают от своих ценностей, следуют велению не только ума, но и сердца. Они выстраивают прочные отношения с людьми, последовательно идут к цели и добиваются своего. Они знают себя.
Лидеры на деле постигали науку лидерства и приходили к выводу, что успех им вернее всего обеспечивает именно собственная неповторимость, непохожесть на других.
Необязательно от рождения обладать качествами лидера, — считают исследователи. Чтобы выявить свой уникальный дар, нужно постоянно заниматься саморазвитием.
В статье использованы материалы из книги «Лидерство. Лучшие статьи о лидерстве от авторов Harvard Business Review». Альпина Паблишер, 2017.
Автор: Мария Реутская
Блог Мария Реутская