ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЭКСКУРСОВОДА
I. Общие положения
1. Экскурсовод относится к категории специалистов.
2. На должность экскурсовода назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное образование, дополнительную подготовку, стаж организаторской работы в сфере туризма и путешествий не менее (1 года; 2 лет; 3 лет; др.)
3. Экскурсовод должен знать:
3.1. Федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятельности.
3.2. Правовые и социальные основы туристской индустрии.
3.3. Экскурсионное дело в системе туристской индустрии.
3.4. Историю, культуру и географию региона.
3.5. Объекты достопримечательности в контексте истории, географии и культуры.
3.6. Принципы организаций экскурсий.
3.7. Методики проведения экскурсий
3.8. Экспозиционный материал музеев, культурных центров.
3.9. Протокол и этикет.
3.10. Теорию межличностного общения.
3.11. Технику публичных выступлений.
3.12. Основы психологии.
3.13. Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах.
3.14. Правила работы на городском и загородном, ближнем и дальнем маршрутах.
3.15. Инструкции о правилах поведения туристов на транспортном средстве.
3.16. Правила оказания первой медицинской помощи.
3.17. Схему действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.
3.18. Правила оформления документов и составления отчетов.
4. Назначение на должность экскурсовода и освобождение от должности производится приказом генерального директора по представлению менеджера по туризму ____________________________________.
5. Экскурсовод подчиняется непосредственно _менеджеру по туризму___________________________________.
II. Должностные обязанности экскурсовода
Экскурсовод:
1. Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.
2. Разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.
3. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, организует встречу туристов в условленном месте, идентифицирует (устанавливает количество группы, удостоверяет принадлежность туристов к группе), проводит протокольные мероприятия.
4. Выбирает оптимальное месторасположение тургруппы для проведения экскурсии.
5. Читает экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывает о традициях и обычаях региона, знакомит туристов с достопримечательностями; использует микрофоны, усилительные средства при публичных чтениях и выступлениях.
6. Проводит экскурсию по музею или культурному центру, сопровождает экскурсионными пояснениями и рассказами осмотр и показ экспозиций музея.
7. Проводит инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, экспозиций, др.
8. Отвечает на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.
9. Ведет беседу с туристами и при необходимости выполняет обязанности переводчика.
10. Заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.
11. При заболеваниях туристов, травмах, наступлении иных медицинских случаев оказывает первую медицинскую помощь, организует вызов соответствующих служб “скорой помощи”, спасателей.
12. Координирует поведение группы при наступлении чрезвычайной ситуации, оказывает первую необходимую помощь, применяет меры по устранению паники, сообщает соответствующим инстанциям о возникновении чрезвычайных ситуаций.
13. Организует отъезд тургруппы с места экскурсии (проверяет наличие необходимых документов; состав группы).
III. Права экскурсовода
Экскурсовод имеет право:
1. Требовать от руководства экскурсионного бюро обеспечения документами и справочными материалами, необходимыми для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений бюро и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
IV. Ответственность экскурсовода
Экскурсовод несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба экскурсионному бюро — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Алгоритмы работы с конфликтами в организации
В системе управления персоналом организацией конфликты достаточно частое явление, поэтому всегда актуально переосмысление технологии их разрешения. Обычно конфликт понимают как «столкновение, борьбу» и как «противоречие». В практике управления многие конфликты до...
5 очень интересных книг по управлению персоналом
Я случайно наткнулась на эту подборку книг по управлению персоналом и лидерству — лично прочитала 4 из книг и могу сказать, что чтиво чрезвычайно интересное и незанудное. Все эти книги входят в Библиотеку «Главная мысль. Книги в кратком изложении». Для чтения...
Способы обучения персонала. Всё на «Ять» или создание суперчеловека
Задачей каждого нормального человека, который чего-то вообще хочет в жизни, является самосовершенствование. В обязанности отдела кадров также входит развитие персонала, то есть совершенствование его талантов, креативности, повышение квалификации, эффективности и т.д....
Оценка персонала или дух Соперничество VS Сотрудничество
С детства мы привыкли постоянно на кого-то равняться, с кем-то соревноваться. Нам все время кого-то ставили в пример. Нас приучали к соперничеству и говорили, что это двигатель всего. Что чего-то в жизни можно добиться только лишь активно двигая плечами в стремлении...
Обучение — Внимание, гранты!
Вам это будет очень интересно — ссылка на источник в конце статьи! ВНИМАНИЕ, ГРАНТЫ! Мы создали постоянно обновляемую страницу с грантами для культурных и креативных проектов, а также стипендиальными программами и резиденциями, на которые вы можете податься в...
10 важных правил этикета на работе, о которых все позабыли
Недавно мне на глаза попалась статья десяти правилах этикета на рабочем месте. А как вы считаете нужно поступать в подобных ситуациях? Правила поведения и элементарной вежливости существуют для всех и применимы в любых ситуациях, не так ли? А вот и нет! Оказывается,...
Ротация кадров как элемент системы управления карьерой
Ротация подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. В целом интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по...
Работа в иностранной компании. Шипы и розы иностранного рабства
Находясь в поисках работы, я всегда хотела устроиться на работу в иностранную компанию. Наверное потому, что в российских уже наработалась и опыт имела, прямо скажем, не всегда положительный и приятный. В иностранную компанию я и устроилась, однако, поработав какое-то...
Типы сотрудников и «Ядовитые» члены команды
Мы одновременно любим и ненавидим это изречение «Работа в команде». Однако в современных реалиях, хочешь, не хочешь, нравится или нет, но всем приходится работать вместе и прилагать совместные усилия для решения рабочих задач и проблем. Одна из трудностей работы в...