Что такое наставничество
Наставничество – это долговременные отношения, направленные на содействие людям в их профессиональном развитии и карьерном росте. Эти взаимоотношения основаны на доверии и конфиденциальности. Наставник предлагает наставляемому спокойные условия для обсуждения проблем и поиска их решения.
Наставники обычно находятся вне коллектива наставляемого сотрудника и вне их линии подчинения. Это способствует конфиденциальности, а также позволяет сотруднику получить «свежий взгляд» при обсуждении проблем. Наставники могут способствовать углублению понимания механизма работы организации, того чем живет коллектив и что он думает о проблемах и возможностях, с которыми сталкиваются сотрудники.
Сотрудник должен быть готов учиться и повышать квалификацию для карьерного роста и (или) справляться с различными проблемами, возникающими в процессе его деятельности в организации.
Наставник может ожидать хороших результатов, если его подопечный:
— думает своей головой;
— ставит перед собой осмысленные задачи;
— открыто делится опытом;
— готов выслушать честное мнение;
— действует и выполняет обязательства;
— проявляет инициативу в установлении и сохранении постоянного контакта со своим наставником
Наставник должен быть готов делиться собственным опытом, умениями и знаниями, чтобы помочь подопечному в дальнейшем развитии и таким образом принести пользу организации. Наставник никогда не заменяет собой основой линии развития личности сотрудника. Взаимоотношения «наставник-наставляемый» – это дополнительная форма общения с ясной целью и четкими задачами. Она дополняет усилия человека по обеспечению собственного профессионального роста.
Эффективный наставник:
— проявляет активный интерес к подопечному и его развитию;
— помогает сотруднику определить реальные карьерные цели и планировать пути их достижения;
— выявляет и предлагает соответствующие ресурсы для деятельности, обеспечивающей карьерный рост;
— обеспечивает обратную связь с подопечным;
— выступает в роли критического слушателя новых идей;
— сохраняет конфиденциальность.
Настоящие наставники не выносят суждений, но всегда хорошие слушатели и открыты для новых идей. У них нет ответов на все вопросы, но они поистине обладают способностью поощрять и мотивировать своих подопечных самим принимать решения. Они объективны, благосклонны, способны видеть общую картину и прежде всего честны. Поэтому они не обязательно должны занимать высокие посты в организации.
Этапы в процессе наставничества (исходя из предположения, что пары или группы «наставник-наставляемый» уже образовались) обычно включают:
— установление контакта и взаимоотношений;
— достижение хорошего взаимопонимания, уважения к чувствам и мнениям друг друга;
— определение направления;
— четкое определение целей и результатов взаимоотношений;
— продвижение по намеченному пути;
— встречи с согласованной частотой, достижение промежуточных целей и решение задач; на этом этапе наставляемый должен взять на себя ответственность за управление взаимоотношениями и проявлять больше уверенности в способности справиться со своими проблемами.
— продолжение или окончание сотрудничества.
Когда цели в значительной степени достигаются, частота встреч обычно уменьшается. Подопечный должен чувствовать себя самостоятельным. Отношения наставничества могут перейти в дружбу на более равной основе. Полезно проанализировать, чему вы научились и двинуться вперед в других контекстах.
Частота встреч должна быть согласована между наставником и наставляемым, при этом рекомендуется, чтобы они контактировали не реже чем раз в два месяца на протяжении 12-месячного цикла.
От наставничества получают пользу и наставляемый, и наставник, и организация. Наставляемый получает более ясное представление о себе, своих способностях и перспективах. Он начинает лучше разбираться в функционировании своей организации, смотрит на вещи шире, лучше понимает характер деятельности организации, становится более уверенным в себе.
Наставник имеет возможность развивать собственные навыки межличностного общения и качества руководителя, получает удовлетворение, помогая другим, учится выслушивать чужое мнение.
Организация получает выгоду от улучшения производственных показателей благодаря повышению квалификации своих сотрудников с более ясным пониманием своих задач при росте веры в способность организации их поддержать.
Необходимо также признать пределы наставничества.
Хотя это мощный процесс, способствующий личному и профессиональному развитию, он не может решить все проблемы. Наставники не обеспечивают развитие навыков для решения конкретных задач, это дело инструктора, при этом они не гарантируют продвижение и повышение по службе, которые зависят от производственных показателей и поведения самого подопечного.
Наставник – лишь часть сети взаимоотношений, поддерживающих сотрудника и важно добиться полной ясности в отношениях членов коллектива друг с другом. Линейные менеджеры, инструкторы, советники по кадрам и развитию кадрового резерва — все они играют свою роль в оказания содействия сотрудникам в повышении квалификации и полном раскрытии своего потенциала.
Разница между покровительством и наставничеством
Очень важно различать роли наставника и покровителя (спонсора). Это не одно и тоже понятие. Онсовные различия заключаются в следующем:
Наставники
- Может принадлежать к любому уровню в иерархии
- Оказывают эмоциональную поддержку, дают отклик относительно необходимых улучшений и дают другие советы
- Выступают в качестве ролевых моделей
- Помогают подопечным научиться разбираться и политике Компании
- Стремятся повысить у подопечных профессиональную самооценку и уверенность в себе
- Нацелены на личный и профессиональный рост подопечных
Покровители ( спонсор)
- Должны принадлежать к высшему руководству и обладать влиянием
- Знакомят своих протеже с другими руководителями, которые могут содействовать их карьерному росту
- Следят за тем, чтобы перед их протеже открывались возможности, сулящие большие перспективы, и им давались сложные, но интересные задания
- Защищает своих протеже от плохой репутации, и вредящих им контактов с высшим руководством
- Борется за продвижение своих протеже по служебной лестнице.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна
Интересные материалы на эту тему:
Что такое менторство или наставнические отношения, и с чем это едят ?