Для большинства российских предпринимателей нынешний кризис далеко не первый и, вероятно, не последний. Проблемы бизнеса не исчерпываются падением выручки и задержками поставок: помимо прочего, каждый предприниматель отвечает за тысячи рабочих мест. Директор по развитию системы управления персоналом SteadyControl Антон Смирнов делится ошибками, которые легко допустить в период неопределенности.

Не пытайтесь сохранить штат любой ценой

Как бы ни развивалась ситуация, многие предприятия будут сокращать ФОТ и количество рабочих мест. Сейчас их ключевая задача — сохранить не штат, а экспертизу.

Для принятия решений по сокращению персонала, зарплат и инвестиций в человеческий капитал понадобится объективная аналитика работы сотрудников и соблюдения процессов в последние несколько месяцев. Соберите состав из HR-специалистов и менеджеров, которые находятся в прямом контакте с линейным персоналом. Подготовьте все доступные данные: отчеты о выполнении общих KPI, финансовую аналитику, кадровые ротации, конкретные рабочие случаи.

Руководствуйтесь фактами, но не оттягивайте — на первом месте остается скорость принятия решений. Выделите ключевых игроков, которые показывают стабильный результат в длительном промежутке времени. Отметьте тех, на ком держится корпоративная культура. Включите сотрудников, которые лучше других способны передавать опыт и транслировать стандарты компании новоприбывшим. Сформируйте минимальное ядро команды, которое усиливает бизнес здесь и сейчас.

Для остальных тщательно продумайте выходные условия и меры поддержки, которые вы действительно сможете себе позволить. Будьте радикально честны с теми, кому придется уйти. Это вопрос и человечности, и репутации: в приоритете выживание бизнеса, который однажды снова будет нуждаться в активном наборе людей.

Вероятно, что в перспективе нескольких месяцев кадровый голод в части синих воротничков отойдет на второй план. Когда на рынок выйдут сотрудники закрывающихся брендов, выжившие компании смогут быстро закрывать вакансии по мере восстановления. Сконцентрируйтесь на выборе тех, кто останется сейчас и пойдет с вами в шторм.

Выбирайте авторитарный стиль управления

Ближайший операционный приоритет — пройти период неопределенности с минимальными потерями. Поэтому на долгое время из повестки исчезнет личное развитие персонала, нематериальная мотивация и индексы счастья сотрудников. Авторитаризм станет единственно верным стилем управления в стрессе.

Даже в крупных компаниях на время сократится прослойка между топ-менеджментом и линейным сотрудником. Так, у наших партнеров-автодилеров последние недели идет тотальный контроль контакта менеджера с каждым клиентом и условий сделки по каждому автомобилю.

Неверные решения сейчас стоят очень дорого. Во времена осознанного развития распределение ответственности — отличная стратегия, но когда цель — выжить, нужна экспертиза собственника, так как команда может не иметь опыта в принятии решений, которых сейчас требует рынок.

Заранее возьмите эти риски на себя.

  • Выделите конкретные бизнес-процессы, KPI по которым будут ежедневно попадать к вам на стол.
  • Не упустите работу сотрудников в системах финансового и складского учета: когда цены меняются несколько раз в день, нужно видеть каждую цифру. Даже незначительная апатия и потеря дисциплины приведет к операционному хаосу.
  • Не медлите: тестируйте антикризисные решения на коротком промежутке времени и меняйте процессы, которые больше не работают.
  • Добейтесь мгновенной реакции от сотрудников. В идеале — 24 часа от решения до изменения процесса.
  • Выделите время на регулярную обратную связь. Не оставляйте людей без внимания. Убедитесь, что сотрудники четко понимают, чего от них ждут.

Не бросайте своих клиентов

Линейный персонал находится ближе всего к деньгам ваших потребителей. Ослабить внимание к клиенту сейчас — значит выпустить теплый трафик из своего заведения на рынок к конкурентам. Кроме фокуса на поиске новых сегментов, ищите способы сделать больше для текущего клиента.

Обслуживание в точке продаж — фундаментальный бизнес-процесс, который прямо влияет на экономику. По индустриальной статистике SteadyControl, в общепите трое из четырех гостей склонны довериться хорошему сервису и согласиться на предложение продавца. Рост соблюдения только базовых скриптов поднимает конверсию автодилеров до семи процентных пунктов. Переориентируйте персонал на то, чтобы выжимать максимум из входящего потока.

Спрос изменится, но не исчезнет. Поэтому пропадать с радаров и снижать долю присутствия в голове потребителя — стратегическая ошибка. Ее допустят сотни игроков, как это случилось в кризис 2020 года. Готовьте сотрудников и улучшайте сервис, чтобы гостеприимно принять трафик, который потеряют ваши конкуренты.

Готовьте компанию к борьбе

Для зрелых российских брендов кризисы — часть стандартного трека развития. Несколько крупных партнеров делали неочевидный выбор продолжать инвестировать в операционные процессы и человеческий капитал даже в условиях частичной неопределенности. В частности, так себя повели игроки сетевого общепита и крупного ретейла, которые готовятся к беспрецедентному переделу российского рынка.

Компаниям, у которых есть запас мощностей, мы рекомендуем продолжать строить базовую инфраструктуру для возможностей, которые принесет обнуление рынка. После принятия первых стрессовых мер проанализируйте риски и продолжайте искать проекты, которые смогут усилить экономику компании в горизонте нескольких месяцев. Не допустите стагнации, чтобы по выходу из кризиса забирать лучших сотрудников и клиентов.

Ответственность топ-менеджмента сегодня не только выжить, но и готовить компанию к самой увлекательной борьбе за долю рынка, которая выпадает один раз.

Источник

0.5