Адаптация персонала
Адаптация персонала – это структурированный процесс интеграции нового сотрудника в новую трудовую среду. Термин адаптация в широком смысле слова (лат. Adaptation — приспособлять) подразумевает возникшую в процессе эволюции способность вида приспосабливаться к условиям среды обитания. В современном менеджменте под адаптацией часто понимается приспособление индивидуума к новым профессиональным и организационным условиям труда в связи со сменой работодателя или переходом на новую должность. Такая интеграция может включать мероприятия по вводу в должность, объяснения корпоративных правил и этики, психологическую интеграцию в рабочий коллектив. Поскольку на российском рынке труда принято нанимать сотрудника с испытательным сроком, то зачастую многие компании рассматривают процедуру ввода в должность как естественное продолжение процесса отбора персонала. Чаще всего процедуру ввода в компанию применяют к новопринятым членам коллектива, однако, иногда некая форма адаптации необходима при переходе сотрудника из одного отдела в другой.
Адаптация персонала имеет большое количество разных видов, методов и подходов, направленных чаще всего на увеличение производительности и эффективности труда новопринятого сотрудника. Основная задача любого вида адаптации и ввода в должность — это максимально быстро получить полную отдачу от работника и заручиться его лояльностью к новому месту работы. Конечная цель всех процедур адаптации заключается в том, чтобы сотрудник начал самостоятельно работать и мог самостоятельно выполнять свои функциональные задачи и давать ожидаемый результат.
Содержание статьи:
- Цели адаптации персонала
- Виды адаптации персонала
- Способы адаптации персонала
- Методы адаптации персонала
- Задачи отдела персонала в построении системы адаптации
- Основные ошибки при адаптации сотрудников
- Оценка эффективности адаптации персонала
- Банк регламентов и положений по адаптации персонала
- Интересные материалы по теме ввода и адаптации персонала
Цели адаптации персонала
Организация обычно преследует следующие цели при внедрении системы адаптации персонала:
- снизить текучесть кадров и сократить расходы на подбор;
- сократить расходы на мотивацию персонала;
- повысить лояльность.
HR статистика говорит, что новонанятие сотрудники уже в первые дни работы принимают решение об увольнении, если их никто не знакомит с организацией и коллективом, так как чувствуют себя “брошенными”. У работников, с которыми не проводят адаптационную работу, как правило, снижается мотивация к труду, что ухудшает трудовую результативность и снижает их шансы на успешное прохождение испытательного срока. Отсутствие адаптации или плохо налаженная система введения сотрудника в должность приводят к тому, что в организации отсутствует приверженность ценностям, верность и идентификация индивидуальных целей с организационными. Для новых сотрудников основная цель адаптации заключается в том, чтобы:
- сотрудник как можно быстрее начал выполнять должностные обязанности. Это сокращает расходы компании из-за простоя рабочего места;
- снять тревожность и неуверенность, которую испытывает новопринятый в первое время в новой остановке. Это помогает сосредоточиться на работе и повысить качество выполняемых задач;
- новичок почувствовал себя частью компании. Это удовлетворяет потребность индивидуума принадлежать к определенной социальной группе и повышает его мотивацию.
Виды адаптации персонала
В практике управления персоналом принято выделять три направления адаптации:
- организационная адаптация;
- психологическая адаптация;
- профессиональная адаптация;
- ценностная адаптации сотрудника.
Ценностная адаптация требует длительного времени, и она обычно выходит за рамки привычного испытательного срока в 3 месяца. Все мероприятия по 4 направлениям введения в должность обычно группируются вокруг двух основных видов адаптации персонала:
- ввод в корпоративную культуру организации;
- ввод в должность и рабочие обязанности.
Любая форма адаптации проводится прежде всего для того, чтобы компания могла как можно быстрее увидеть плоды эффективного труда нового сотрудника. Корпоративная адаптация персонала нацелена на гармоничную интеграцию человека в в социально-организацонную среду компании. Она включает в себя следующие этапы:
- ознакомление и усвоение на практике корпоративных ценностей и этики поведения в организации;
- установление новых рабочих и межличностных связей, наработка необходимого корпоративного нетворка;
- социально-психологическая адаптация в коллективе, когда работник ищет свое место в команде.
- организационная адаптация, когда работник усваивает новую организационную структуру, методы принятия решений и коммуникации, местом своего подразделения и должности в бизнес-процессах организации.
По итогам данного этапа адаптации у сотрудника должно возникнуть четкое представление о правилах поведения, корпоративной иерархии и целях и задачах, которые решает его подразделение. Производственная адаптация или ввод в должность — это процесс ознакомления со своими должностными обязанностями и интеграция работника в профессиональную сферу деятельности Иногда профессиональное введение в должность сопряжено с дополнительным освоением компетенций и знаний, а также формированием профессионально необходимых управленческих навыков. Для некоторых должностей, сопряженных с тяжелым физическим трудом или ночным графиком работы, к этапу ввода в должность также относят психофизиологическую адаптацию, а именно — приспособление к новым условиям труда.
Способы адаптации персонала
Процедура адаптации может проходить через:
- руководителя;
- коллег;
- координатора;
- систему приятелей “buddy”;
- наставничество.
Сотрудник компании в роли приятеля “buddy” может быть любого возраста и статуса. Как правило, такая деятельность не оплачивается дополнительно. Основная мотивация “buddy” — это положительные отзывы о его деятельности и возможность помочь другому человеку. Решение стать “buddy” сотрудник должен принимать добровольно и без принуждения со стороны начальника. В противном случае формальное отношение к этой роли сведет на нет всю плюсы такого способа адаптации.
Методы адаптации персонала
Методы профессиональной и корпоративной адаптации персонала варьируются в зависимости от должности, особенностей бизнес-процессов и уровня квалификации сотрудника. На практике многие компании разделают методы адаптации для:
- молодых сотрудников и выпускников;
- сотрудников на позиции массового подбора;
- высококвалифицированных специалистов;
- менеджеров руководящего звена.
Комплексы мероприятий и затраты на адаптацию этих категорий будут сильно отличаться. Наиболее распространенные и часто практикуемые методы адаптации квалифицированного персонала включают в себя:
- различные вводные и командные тренинги;
- тренинги на освоение моделей поведения;
- инструктаж в подразделениях;
- регулярные совещания с линейным руководителем;
- план работ и заданий на испытательный срок;
- онлайн обучение через интернет-сайт;
- наставничество и систему “приятелей”
- неформальные кофе-брейки и совместное времяпровождение с коллективом.
Молодые специалисты обычно требуют более детального введения в должность и дополнительного обучения. Дополнительные методы адаптации таких сотрудников могут включать:
- различные формы сопровождения — наставничество, коучинг, менторство, buddy;
- закрепления нового специалиста за опытным сотрудником и job shadowing;
- профессиональные онлайн тренинги, аттестации и инструктажи;
- краткосрочная ротация молодого сотрудника между различными подразделениями и стажировки.
Все эти мероприятия нацелены на то, чтобы молодой сотрудник быстро и качественно освоил практические умения и навыки, нужные компании. Различные формы сопровождения также нацелены на трансляцию мисси, стратегий и ценностей компании и создание ощущения вовлеченности сотрудников в жизнь команды. Сотрудники на должности массового набора обычно в ходе ввода в должность проходят минимальную адаптацию, которая включает:
- обязательное обучения по технике безопасности и профессиональные инструктажи;
- детальный инструктаж в подразделении;
- на первое время закрепления нового специалиста за опытным сотрудником — job shadowing или краткосрочная стажировка.
Процесс адаптации сотрудника на руководящей позиции в большинстве случаев носит индивидуальный характер и проходит по уникальному сценарию.
Задачи отдела управления персоналом в построении системы адаптации
Обычно в крупных компаниях ответственность за создание эффективной системы введения в компанию и должность несет отдел кадров. Он должен:
- Сформулировать принципы и правила адаптации персонала для компании;
- Составить перечень методов адаптации новых сотрудников, которые приемлемы для корпоративной культуры компании и соответствуют бюджету;
- Разработать инструменты адаптации;
- Составить регламент и процедуры адаптации нового сотрудника;
- Составить план мероприятий по вводу персонала в должность;
- Проводить оценку эффективности адаптационных мероприятий.
Основные ошибки при адаптации сотрудников
Обычно основные причины, заставляющие нового сотрудника принять решение уйти из компании во время испытательного срока связаны:
- с неверным представлением о работе;
- некорректными установками, данными во время ввода в должность;
- неправильными ожиданиями.
Часто компании допускают следующие ошибки и упущения в процессе адаптации сотрудников: зачастую слишком позитивное позиционирование организации перед кандидатом на должность на этапе подбора, из-за чего у соискателя формируются завышенные ожидания. Компания нанимает сотрудников, чьи компетенции выходят за рамки должностных обязанностей. В результате новые сотрудники не используют весь свой ресурс и быстро утрачивают удовлетворенность трудом. Не информируют сотрудников об условиях труда, особенностях рабочего места. Например, некоторые сотрудники не могут привыкнуть к работе в “открытом пространстве” (open space). Не готовят морально к работе в условиях субординации. Не все сотрудники готовы к работе под давлением, в режиме цейтнота, с авторитарным стилем руководства. Не предупреждают новопринятых об особенностях корпоративной культуры и правилах организационного поведения.
Оценка эффективности адаптации персонала
По мере осуществления процедуры адаптации персонала возникает необходимость в оценке эффективность проведенных мероприятий. Как правило, методы оценки адаптации персонала включают два основных объекта оценки:
- успешность сотрудника на испытательном сроке;
- эффективности организации системы адаптации.
В качестве метода оценки адаптации персонала многие компании используют:
- KPI и ключевые показатели эффективности;
- управление по целям (managment by objective);
- компетентностный подход для оценки.
Наиболее эффективными критериями оценки адаптации персонала будут критерии, которые включают конкретные результаты — исчисляемые, измеримые и очевидные. Удовлетворенность нового сотрудника процессом адаптации можно ранжировать по следующим показателям:
- удовлетворенность сотрудника должностными обязанностями;
- оценка его вовлеченности в новый коллектив и должность;
- удовлетворенность работника отношениями в команде;
- качество коммуникаций между сотрудником и линейным руководителем;
- общие знания и принятие корпоративной культуры организации.
Обычно такой анализ проводят через 3, 6 и 12 месяцев после приема сотрудника на работу. Оценка сотрудника по результатам испытательного срока может носить формализованный или неформальный характер и включать:
- формальную аттестацию по итогам испытательного срока;
- неформальную обратную связь от руководителя, наставника, ментора;
- серию тестовых заданий и экзаменов.
Об эффективности процесса адаптации можно судить по определенным показателям. Вход в организацию и в должность прошел успешно, если:
- через 6 месяцев после трудоустройства работа для сотрудника не вызывает чувство стресса, тревожности и дискомфорта. Он владеет знаниями о своих функциональны задачах и выполняет должностные обязанности в срок и с требуемым качеством;
- получен необходимый объем корпоративных и профессиональных знаний и компетенций, требующихся для самостоятельного выполнения работы;
- сотрудник действует в соответствии с установленными требованиями и корпоративными нормами;
- есть желание совершенствоваться в профессии;
- работник чувствует себя частью коллектива;
- сотрудник связывает свое профессиональное будущее и возможности карьерного роста с вашей организацией;
- успех в работе проецируется на ощущение жизненного успеха;
- у сотрудника есть чувство, что к его мнению прислушиваются;
- установлены дружеские взаимоотношения с членами коллектива и неконфликтные отношения с группой.
Безусловно, в конечном счете, основным показателем эффективной адаптации является полноценное выполнение новым сотрудником поставленных перед ним задач и его желание продолжить свое трудоустройство в данной организации.