Четыре простых шага к пониманию — искусство обратной связи.
Это простая техника может Вам помочь настроить процесс двустороннего диалога, в ходе которого вам будет проще открыто и конструктивно обсуждать особенности межличностного взаимодействия:
- Шаг 1 — Обрисуйте ситуацию человеку, которому вы хотите дать свой отзыв.
- Шаг 2 — Объясните вашу точку зрения и поделитесь своими наблюдениями, используя модель Поведение -Воздействие- Следствие. Это увеличит ваши шансы на то, что адресат поймент вашу позицию и не отнесется к ней как к персональному обвинению.
- Шаг 3 — Поймите точку зрения вашего оппонента, чтобы убедиться в том, что вы его/ее полностью уяснили, и то же чувство осталость у вашего оппонента.
- Шаг 4 — Определите возможные шаги для решение сложившийся ситуации.
Какие преимущества дает использование этого подхода?
- возможность обсуждать вопросы эффективно и конструктивно таким образом, чтобы другой человек принял, понял вашу позицию и смог изменить ситуацию (если отклик отрицательный) или почувствовал, что его ценят (если отклик положительный).
- возможность изложить свою позицию в конструктивной форме.
- обеспечивает основу для того, чтобы выразить благодарность и признательность за хорошо выполненную работу, а также закрепить определенные поведенческие нормы / результаты.
Использование инструмента:
Если вам нужно сделать замечания в качестве корректирующей меры (ошибки, допущенной при выполнении какого либо задания или работы) проще всего будет объясниье вашу точку зрения, опираясь на наблюдение за поведением/действиями и воздействие этого на окружающих либо результаты:
- П– Поведение – это то, что делал человек.
- В– Воздействие того, как это поведение «отложилось» на вас и/или человеке, имеющем к этому отношение (вы/другие).
- C – Следствие – то, что происходит в результате такого поведения (средне- и долгосрочное воздействие на проект, бизнес или отношения).
Пример положительного отклика с использованием ПВС: «Вы мне представились перед началом совещания (П), Это заставило меня почувствовать себя действительно членом команды (В), Вследствие этого, я почувствовал уверенность в том, что смогу внести свой вклад в работу совещания (С).
Пример конструктивного отклика с использованием ПВС: » Я заметил\ ла , что на утреннем совещании вы несколько раз прерывали других (П), В результате этого некоторые участники совещания не воспользовались шансом поделиться своими идеями (В), и , возможно, мы все упустили шанс принять во внимание какие -то идеи или новые решения (C).
После того, как вы изложили свою точку зрения, вам обязательно нужно выяснить, что думает другой человек о том, что вы только что ему сказали. На этом этапе вам необходимо на время забыть о своих позициях: все- вы ее высказали, а теперь вы должны выслушать, что этот человек думает о данной проблеме. Это следует сделать даже в случае, если ваши комментарии были положительными- например вы кого-то похвалили! Постарайтесь понять точку зрения другого человека, активно вовлекая его в разговор. В этом могут помочь вопросы типа:
- Что вы думаете или полагаете о то, что я только что сказал\ла?
- В чем причина Вашего поведения, и чего вы пытались добиться …?
Постарайтесь выяснить по возможности коренные причины, понять позицую человека и его мотивы.
Определите следующие шаги:
Здесь важно дать возможность самому оппоненту решить, что делать дальше. Дайте ему прийти к собственным решениям, не подсказывая, что, по вашему мнению, он должен делать. И вновь нам помогут открытые вопросы:
- Как вы хотите работать над этим в дальнейшем?
- Что, по-вашему вы могли бы делать по-другому?
- (И предложение вашей помощи:) Как я мог бы вам в этом помочь?
Следует отметить, что поначалу эта техника может восприниматься вами как что-то «искусственное». Но чем больше вы будете пользоваться этим инструментом, тем удобнее он вам покажется (как и при освоении любого нового навыка), и, в конце концов, вы сможете применять эти незамысловатые 4 шага в неявной форме в любых беседах. Нужно только начать.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна