Спасательная шлюпка
Время: Час
Цель: Обнаружить, что эмоции влияют на успех переговоров Участники: Одна или несколько небольших команд
Необходимые материалы: Список из 15 человек, плывущих на яхте
Инструкции:
Дать группе или группам список 15 человек, плывущих на яхте. Объявить, что яхта дала течь и быстро тонет. Спасательная шлюпка одна и вмещает только 9 человек. Больше нет ни спасательных плотов ни жилетов.
Группа должна прийти к согласию кто из 15 присутствующих на яхте должен сесть в шлюпку и спастись. Кроме того, необходимо составить список спасаемых в порядке их значимости, потому, что если в шлюпке кончится провиант или вода «людей меньшей значимости» надо будет сбросить за борт. Разумеется, это часто самая сложная часть задания.
Ключевой момент игры – сделать список из 15 человек как можно более противоречивым: например, включив в него попа, ксендза, раввина или всех троих! Беременную женщину, лидеров ведущих политических партий, бывшего преступника, врача-мужчину и врача-женщину, политического лоббиста, людей различного этнического происхождения и т.д. – чем более эмоционально заряженным окажется список, тем лучше.
Дать участникам время для решения проблемы. Достаточно времени, чтобы хватило на ожесточенный спор, но и достаточно немного, чтобы все чувствовали нехватку времени. Я обычно даю на это от шести до десяти минут.
Последующая дискуссия должна быть достаточно глубокой, с участием всех членов группы. Вы можете модерировать ход дискуссии, задавая такие вопросы, как :
• С какими проблемами пришлось столкнуться?
• Как вы их разрешили?
• Было ли это наилучшим выбором?
• Каким еще путем можно было бы разрешить разногласия?
• А почему, собственно, эти проблемы возникли вообще?
Далее…
• В какой мере данное упражнение отражает ваши каждодневные рабочие отношения?
• В чем вы находите сходство между тем, что вы только что испытали и переговорами на работе и обсуждениями вопросов дома?
После подробного обсуждения вопросов попросите вашу группу или группы собраться снова. На этот раз им необходимо составить список из трех вещей, которые бы на этот раз, после обсуждения, сделали бы иначе. Обязательно скажите им, что это новое упражнение касается не спасательной шлюпки, а процесса ведения переговоров.
Желательный результат:
Главное, что необходимо вынести их этого – что переговоры зачастую проваливаются, потому, что каждый участник хочет настоять на своем. Возможно, более полезно было бы сначала выяснить потребности и намерения других.Такое понимание создает дух сотрудничества и следовательно, согласия.
Используйте три вещи, о которых каждая группа заявила, в качестве руководства к достижению лучшего взаимопонимания на встречах и переговорах в будущем.