17 февраля Facebook запустил сервис, который позволит компаниям публиковать вакансии в специальном разделе своей страницы в соцсети, а пользователям — откликаться на них. Первый вопрос, который у всех возник: убьет ли это LinkedIn, профессиональную социальную сеть, и в какую сторону в принципе пойдет тренд в поиске работы?
Если честно, то странно, почему Facebook так долго не шел в сторону HR-услуг. Еще пять лет назад я слышала от коллег, часто бывающих в Кремниевой долине, что скоро профиль на Facebook будет равноценен резюме. И да, Facebook двигается медленно в сторону вытеснения сайтов для поиска работы и подборка кандидатов — только недавно информация о всех местах работы в профиле пользователя стала более подробная и визуально походить на сжатое CV. Теперь вот анонс о расширении возможностей страниц компаний — администраторы страниц компаний смогут публиковать объявления о работе и отбирать соискателей. Думаю, в ближайшее время, тема поиска персонала и работы через гиганта вдруг станет одной из новых HR-реальностей.
Естественно, мы говорим в большей степени о поиске и подборе «белых воротничков» через профессиональные социальные сети. Я думаю, вам было бы интересно узнать, что на III квартал 2016 года (до блокировки Роскомнадзором) профессиональная социальная сеть LinkedIn была более чем живым инструментом для подбора персонала для среднего и высшего звена. Летом прошлого года LinkedIn насчитывала около 2,6 млн пользователей и тысячи объявлений о работе в России. По моим оценкам (точной открытой статистики нет), не менее трети всех «миддл» и «топ» вакансий в России закрывалась HR-ами и рекрутерами агентств при помощи LinkedIn. Думаю, что ситуация в мире примерно похожа, поэтому взгляд Facebook в сторону HR-рынка вполне логичен.
Более того, уже сейчас немалое число вакансий закрывается через реферальную сеть своих контактов в российском Facebook. Я лично находила в наш проект продуктового менеджера SMM- и PR-специалистов через публикацию поста с просьбой «шера». Мои коллеги и клиенты закрывали вакансии от директоров по маркетингу и digital и заканчивая секретарями и разработчиками на фриланс. Появление нового инструмента внутри самого Facebook станет отличным дополнением личных публикаций пользователей и приблизит социальную сеть к формату сайта для интернет-рекрутмента.
Если говорить о тех изменениях, которые будут происходить в ближайшее время в сегменте подбора персонала после объявления Facebook, то их будет несколько:
- Смешение личного и профессионального. Профиль в социальной сети должен отражать личность человека в целом: и человеческие качества и интересы, и профессиональные увлечения. Из личного пространства соцсеть должна стать витриной личности в целом. При этом пользователь должен будет принять, что это будет доступно для оценки будущему работодателю.
- Появление программ с использованием AI (arificial intelligence), которые позволяют оценивать не просто профиль (поля), а поведенческую модель в соцсетях. То есть виртуальное поведение человека будет почти приравниваться к его реальному поведению. И первоначальный скоринг человека будет проводиться без участия самого пользователя.
- Появление программ (которые все так же будучи построенными на основе поведенческих моделей пользователей в социальных сетях) сможет с вероятностью до 80% прогнозировать его скорое увольнение. Например сейчас мы рассчитываем такой проект для инвестиционной компании, в которой увольнение даже одного менеджера стоит невероятно дорого, ведь, как правило, увольняясь, сотрудник, например в сфере продаж, забирает с собой всех клиентов, и это реальный экономический эффект для компании со знаком минус.
- В перспективе исчезновение сайтов с вакансиями и резюме в том формате, в котором мы их знаем сейчас. Из ресурса по поиску работы они становятся одним из инструментов в онлайн-сорсинге и скоринге кандидатов. Компания, ищущая специалиста, перестанет довольствоваться просто профилем на работном сайте. Портрет кандидата превращается в совокупность профилей и их анализ, ведь просто стянуть в одно окно CV и профиль из соцсети уже не работает. Работают математические модели, строящие выводы и прогнозы дальнейшего поведения кандидата. Это совершенно близкое настоящее, которое сейчас мы реализуем в пилотах с клиентами, используя все возможности машинного обучения в рекрутменте и ассесменте. И поведение в социальных медиа значит в оценке кандидата ничуть не меньше, чем его резюме на job board`е.