Мотивация персонала

Мотивация персонала – это система методов и подходов, нацеленная на повышение производительности труда персонала сотрудников и организационной эффективности. Она может быть реализована через определенный набор материальных и нематериальных стимулов, применяемых в отношении сотрудника со стороны менеджмента компании. При помощи различных способов повышения мотивации персонала также привлекаются и удерживаются ценные талантливые кадры и ключевые сотрудники организации. Разработкой эффективной системы мотивации персонала обычно занимается департамент по управлению персоналом совместно с руководством компании.

Функция мотивации персонала

В ходе разработки системы управления персоналом каждая компания самостоятельно выбирает адекватные методы, которые мотивируют весь коллектив к достижению стратегических целей. Большинство теорий по мотивации персонала утверждает, что мотивированный сотрудник в большей степени получает удовольствие и испытывает радость от работы. Его уровень заинтересованности в успехе бизнеса и отдача на работе существенно выше. Высокую мотивацию сотрудников невозможно достичь какими-либо насильственными способами. Это сложный процесс, включающий много мероприятий, в том числе:

  • активное обучение персонала;
  • профессиональное и личностное развитие;
  • карьерное продвижение персонала;
  • постоянный мониторинг и справедливую своевременную оценку работы сотрудников;
  • адекватную систему оплаты и вознаграждения сотрудников;
  • создание комфортных условий труда и вовлеченности сотрудников в процессы принятия решений.

Таким образом функция мотивации персонала тесно взаимосвязанна с аспектами аттестации и оценки персонала, обучения и развития, оплаты и вознаграждения.

Что же входит в понятие мотивация персонала

Понятие мотивация персонала вбирает в себя комплекс действий, нацеленный на удовлетворение внутренних ценностей, стремлений и потребностей человека, с целью повышения его профессиональной эффективности и инициативности, желания трудиться, а также стремления к самосовершенствованию своего профессионального и управленческого уровня. В широком смысле слова термин “мотивация” означает побуждение к чему-либо. В таком понимании это понятие является краеугольным камнем не только многих теорий мотивации персонала, но и теорий по лидерству и менеджменту.

Система мотивации персонала

Любая система мотивации персонала состоит из двух основных компонентов:

  • материальных форм мотивации;
  • нематериальных форм мотивации.

В управлении персоналом вопрос признания успехов и поощрение сотрудников – непростой и требующий постоянного учета выполненных задач и контроля качества труда, а также изучения и анализа возникновения и развития мотивов поведения сотрудников. Поэтому для руководства компании крайне важно выработать или выбрать верную систему мотивации подчинённых, которая бы отвечала нуждам сотрудников и финансовым возможностям предприятия.

Библиотека бесплатных политик и процедур на тему мотивации и оплате труда

Материальная и нематериальная мотивация

Материальная мотивация — как правило, предусматривает вознаграждение работников в денежной форме и может включать в себя следующие элементы: базовую систему оплаты труда;

  • систему начисления бонусов и премий;
  • различные социальные выплаты — выплаты при потере трудоспособности и работы, страхование жизни и здоровья сотрудника, оплата сверхурочной работы, отпусков
  • дополнительные выплаты в виде социального пакета — например, оплата добровольного медицинского страхования, спортивным мероприятий, обучения.

Нематериальная мотивация не предполагает прямых денежных выплат, но включает мероприятия, при которых сотрудник получает эмоциональные выгоды и общественное признание собственных достоинств. Формами нематериального поощрения сотрудников будут мероприятия, направленные на улучшение рабочего настроения и чувства вовлеченности, поднятие самооценки и удовлетворения от выполняемой работы, а также повышение командного духа и поощрение коллектива через совместное время провождения — например, тимбилдинги, корпоративные праздники и традиции.

Управление мотивацией персонала

На мотивацию сотрудников любой организации действуют многочисленные факторы как внутренние, существующие внутри самой организации, так и внешние, связанные с ситуацией в отрасли, бизнесе и рынке труда. Работники ведут себя под действием этих факторов самыми разными способами, иногда подтверждая своим непредсказуемым поведением важнейшую мысль, что «люди все разные, и мотивы их действий просчитать достаточно сложно”. В этом заключается самый сложный аспект управления мотивацией. Как выстроить систему мотивации таким образом, чтобы она отвечала нуждам и запросам сотрудников, чьи ожидания по определению будут разнообразными и изменчивыми.

Управлением мотивацией персонала в организации занимается в первую очередь руководство — от линейных менеджеров до топ менеджмента. Грамотные руководители, занимающиеся правильной организаций управления мотивацией персонала, должны осознавать, что в широком смысле система мотивации должна решать три основные задачи:

  • Привлечение и удержание нужных сотрудников и минимизация текучки ключевого персонала;
  • Постоянное повышение эффективности труда;
  • Создание нужного уровня лояльности сотрудников в отношении организации.

Теория мотивации персонала

Теория мотивации – это специально разработанная и опытно доказанная система знаний о причинах, побуждающих человека к действиям в том или ином направлении. В теории управления персоналом и лидерстве на сегодняшний день существует более 100 мотивационно-поведенческих теорий, начиная древним методом “кнута и пряника” и заканчивая теорией нет социального контракта. Основных классических теорий мотивации около восьми. Среди них:

  • Теория ожидания Врума;
  • Теория Фредерика Тейлора;
  • Теория справедливости Адамса;
  • Теория Дугласа МакГрегора «X и Y»;
  • Трехфакторная теория мотивации МакКлелланда;
  • Теория потребностей А. Маслоу;
  • Комплексная процессуальная теория мотивации (Лайман Портер, Эдвард Лоулер);
  • Теория Фредерика Герцберга;

Несмотря на существование многочисленных схем и теорий мотивации персонала, практическое их применение вызывает сложности. В адаптации теоретических знаний по вопросам мотивации персонала к бизнес реалиям конкретной организации важную роль играет специалисты отдела кадров. Одна из основных задач этого подразделения — создать систему и методы мотивации, которые должны соответствовать основным потребностям коллектива, помогать в достижении бизнес задач и легко перестраиваться в след за изменениями условий на рынке труда.

Методы мотивации персонала

Способы мотивации персонала имеют четкую цель: стимулирование повышения качества и эффективности труда сотрудников. Условно их можно сгруппировать в три основных направления:

Индивидуальная мотивация сотрудника сфокусирована на выявление и удовлетворения индивидуальных мотивационных потребностей ключевых сотрудников.

Моральная и психологическая мотивация задается целью создать комфортную трудовую атмосферу для всего коллектива.

Организационная мотивация помогает создать систему мотивации персонала через политики и процедуры по управлению персоналом.

Единого, золотого метода мотивации персонала, который бы работал в любой компании любым коллективом, нет. В некоторых организациях нематериальные способы мотивации действуют намного эффективнее, чем денежные выплаты. В других компаниях основой эффективной системы мотивации персонала является система справедливой оплаты труда и распределения прибыли. Выбор адекватных методов мотивации персонала зависит от множества факторов, включая внешние условия рынка труда, бизнес стратегию, корпоративную культуру, стиль руководства, финансовые возможности компании. В большинстве случаев организации пытаются использовать комплекса мероприятий, направленных на всестороннее стимулирование работников.

Оценка эффективности мотивации персонала

В большинстве коммерческих организаций оценка эффективности персонала проходит через призму оценки производительности человеческих ресурсов. Критерии оценки могут включать:

  • прибыль на штатную единицу;
  • производительность на штатную единицу;
  • коэффициент инновативности на штатную единицу.

Дополнительно к этому параметру компании склонны оценивать:

  • удовлетворенность персонала;
  • вовлеченность персонала;
  • показатели текучесть кадров.
Люди хаоса

Люди хаоса

Валентика Габышева Игропрактик и игропроповедник, продюсер собственных проектов. Разрабатывает практики, проекты и события для личного и профессионального самоопределения. Помогает найти ту лучшую роль, которую имеет смысл играть в своей Личной Истории, людям...
Японская компания дала некурящим сотрудникам шесть дополнительных дней отпуска за переработку из-за чужих перекуров

Японская компания дала некурящим сотрудникам шесть дополнительных дней отпуска за переработку из-за чужих перекуров

Японская маркетинговая компания Piala Inc. предоставила некурящим сотрудникам шесть дополнительных дней оплачиваемого отпуска после их жалоб на то, что они работают больше, чем курящие коллеги. Представитель компании Хиротака Мацусима (Hirotaka Matsushima) заявил, что...
Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

Дэвид Буркус Несколько лет назад человек, бравший у меня интервью об одной из моих книг, произнес фразу, которую я помню до сих пор. Он пожаловался, что все время отвлекается в офисе с открытой планировкой, и добавил: «Вот почему я стал клиентом коворкинга через...
10 интересных фактов о поколении миллениалов 

10 интересных фактов о поколении миллениалов 

По данным статистики каждый год в ряды наших коллег и сотрудников будет вливаться 18 миллионов представителей поколения миллениалов. По естественным причинам из наших офисов будут уходить на заслуженный  отдых  бэби бумеры и замещать их в рабочем строю будут...
Что хотят слышать сотрудники?

Что хотят слышать сотрудники?

Задумывались ли вы когда-нибудь, готовя очередное выступление перед своей командой, о том, что именно хотят услышать от вас ваши сотрудники?   Если вы думаете, что они очень хотят узнать о новой стратегии компании или о том, как новые ценности должны изменить ход...
0.5