Я искренне верю, что каждое последующие поколения умнее, сильнее и лучше предыдущего, просто к ним нужно найти правильный подход.
Бездумные клики в сети, обрывистые тексты в СМИ, бессвязные рекламные ролики и кричащие заголовки — они делают наше сознание фрагментарным. При клиповом мышлении человек начинает воспринимать мир не целостно, а как последовательность почти не связанных с собой событий. Мир обладателя клипового мышления похож на калейдоскоп ярких, коротких фрагментов.
В клиповом мышлении обвиняют поколения миллениалов и пост-миллениалов. Менеджеры старшего поколения постоянно говорят о том, что им трудно выстроить коммуникацию с молодыми сотрудниками. И, как представитель поколения X, (тех, кто родился и вырос в СССР, а вот карьеру делал уже в новой России) я их прекрасно понимаю. Однако, мой личный опыт работы с миллениалами показывает, что в этом пресловутом клиповом мышлении есть как минусы, так и плюсы.
Есть мнение, что клиповое мышления молодого поколения является своеобразной защитой мозга от информационной перегрузки, своего рода механизм адаптации мозга к развитию информационной технологии. Ведь поколения миллениалов и пост-милленилов родилось в среде интернетного бума, и клиповое мышление — это приспособление к необходимости постоянно реагировать на кучу информации из разных источников.
Особые способности поколения миллениалов
Чему я искренне завидую, так это способности представителей поколения интернета к многозадачности. Если в моем поколении говорили о том, что способность не терять фокус и делать несколько вещей одновременно — это прерогатива женского мышления, а большинству мужчин это не свойственно, в среде выпускников университета я вижу, что эти гендерные различении не имеют никакого значения. В большинстве случаев как мальчики, так и девочки спокойно работают над несколькими проектами и легко переключаются с одной темы на другую. При этом они с легкостью работают над презентацией, чатятся и слушают музыку одновременно.
Американский психолог Лари Розен (Larry D. Rosen) в своей книге “ Я, мое пространство и Я — воспитание сетевого поколения” ( Me, MySpace, and I: Parenting the Net Generation) отмечает, что сильная сторона поколения интернета — это возросшая способность к многозадачности. Представители поколения миллениалов с детства могли одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и еще при этом выполнять рабочие задания.
Недостатки поколения миллениалов
Однако есть и оборотная сторона медали. Большинство представителей поколения миллениалов и особенно пост-миллениалов не способны долго концентрироваться на информации. У них заметно снижена способность к логическому, последовательному анализу. Любая информация не задерживается в их сознании и быстро вытесняется новой. Получается, что любые задачи, которые требуют высокого объема внимания и тщательной последовательности — это просто трагедия для них. Поскольку это не сильная сторона этого поколения, то и рвения заниматься этим у них нет. Сидеть и в чем-то ковыряться долго — не самая мотивирующая задача. А то, что их не цепляет, они предпочитают не делать вообще. И фраза — “Есть такое слово НАДО” — это не про них.
А поскольку при клиповом мышлении желания, вызванные первоначальным импульсом, просто не успевают быть отфильтрованы цепочкой логических размышлений, миллениалы могут весьма эмоционально реагировать на сложности и принимать спонтанное и необдуманное решение о смене работы. Поэтому так важно с ними разговаривать, убеждать и успокаивать. Многие менеджеры здесь могут возразить и сказать: “ Мы им не няньки”. Но незамысловатая правда заключается в том, что выстраивать коммуникации должен тот, кому это нужнее. Из-за демографического кризиса девяностых миллениалов мало, и это нам, предыдущим поколениям, нужно, чтобы они работали и работали эффективно. Значит, это нам, бэби-бумерам, и поколению Х предстоит подстраиваться и находить правленые подходы.