Кадровая политика предприятия — это совокупность мер, направленных на работу с персоналом с целью оптимизировать баланс обновления и сохранения кадров в компании, полностью удовлетворяющих ее запросам. Основные направления кадровой политики со временем формируются в каждой организации и могут быть задокументированы.
Реализация кадровой политики организации начинается с определения возможностей компании по управлению своими работниками и выявления тех задач кадровой политики, которые требуют усовершенствования или включения в общий перечень к выполнению.
Стратегия формирования кадровой политики в большинстве своем зависит от следующих факторов:
- Цели, преследуемые компанией, и тип ее деятельности;
- Ценности и Методы управления;
- Финансовые возможности;
- Кадровый потенциал.
Но всегда следует помнить что, для того чтобы построить эффективную и действенную кадровую политику управления персоналом необходим четкое понимания целепологания — Зачем вы это делаете — и здравая оценка своих финансовых ресурсов.
Содержание
Что включает в себя кадровая политика организации?
Направлениями, составляющими сущность кадровой политики, являются:
- управление существующими кадрами с целью увеличения продуктивности работы компании и обеспечения сотрудникам комфортных условий для выполнения своих обязанностей;
- подбор нового персонала в соответствии с требования компании по его компетентности, уже имеющимся практическим достижениям и определенным индивидуальным чертам;
- отбор кандидатов на премирование или повышение в должности;
- подготовка квалифицированных кадров из имеющихся сотрудников для замещения более высокой должности;
- контроль работы персонала, оценка квалификации каждого работника и его трудовая аттестация;
- внедрение методик совершенствования кадров, то есть организация путей для повышения квалификации работником, посещения обучающих курсов или семинаров по саморазвитию;
- разработка системы мотивации кадров компании, например, составление условий для получения премий.
Библиотека документов по кадровой политики. Скачать образцы бесплатно
Основные типы кадровой политики
К основным типам кадровой политики относят следующие четыре методики:
- Пассивная кадровая политика сводится лишь к ликвидации негативных последствий работы кадров компании и выполнения требований трудового законодательства и кадрового делопроизводства. Такая политика не подразумевает вложения серьезных средств руководством для активного прогнозирования и реализации кадровых потребностей, а также баланса между комфортом и производительностью сотрудников. Основная цель кадровой политики пассивного типа — погасить возможные форс-мажорные ситуации с персоналом и выполнить минимальные требования кадрового законодательства и делопроизводства.
- Самым открытым типом кадровой политики и рекомендуемым для применения на практике в больших организациях является активная технология кадровой политики. Такой метод включает в себя своевременное прогнозирование настроений в коллективе, быстрое реагирование на конфликты и их исправление без кардинальных мер, постоянный контроль внутренних процессов и составление программ, которые улучшат эффективность работы как коллектива в целом, так и каждого отдельного работника.
- Реактивный тип кадровой политики подразумевает под собой контроль со стороны начальства работы с персоналом, взаимодействия между работниками в коллективе и своевременное предупреждение назревающих конфликтов.
- Превентивная кадровая политика отличается лишь тем, что в таком случае руководство имеет возможность составлять прогноз развития взаимоотношений в коллективе, но инструмента для решения конфликтов не имеет.
Рекомендации по совершенствованию кадровой политики
Для составления путей совершенствования кадровой политики необходимо сначала оценить ситуацию в компании. С этой целью проводится анализ:
- состава персонала, как количественный, так и качественный;
- текучести кадров;
- эффективность проводимой кадровой политики и стратегии управления персоналом.
Если результаты оценки показали неудовлетворительный результат, например, наблюдается высокий процент увольнений, сотрудники не заинтересованы в своей работе и в коллективе возникают частые конфликты, то руководству следует задуматься над тем как выстроена система подбора, обучения, оценки и мотивации персонала. Не лишним будет обратить внимание и на то:
- как выстроены внутренние коммуникации и взаимоотношения в коллективе;
- каково качество лидерских компетенций у менеджеров;
- какие нормы поведения поощраются в коллективе.
С этой задачей менеджментукомпании поможет справиться либо департамент управления персоналом, либо сторонние бизнес-консультанты.