Задумайтесь скорее об HR-бренде, попробуйте пообщаться с кандидатами и сотрудникам на этот счет!
HR-брендинг — это не просто интересная и долговременная история. Брендинг — это исследование компании, в которой вы работаете. И это способ донести до кандидатов ценности компании и возможности, которые компания готова предоставить своим сотрудникам.
Это безумно интересно, и мы до сих пор недоумеваем: почему кто-то оставляет это на долгое и забытое «потом», и совершенно не вовлекается в эту игру. Интересную и построенную по вашим собственным правилам.
Ответы на эти вопросы, которые мы приводим ниже, помогут вам лучше понять ваших сотрудников.
1. Какова ваша позиция в компании?
Задать этот вопрос нужно для того, чтобы понять, как идентифицируют себя в компании ваши коллеги и сотрудники. Прежде чем проводить с сотрудниками беседу, мы советуем вам составить список позиций, которые есть в вашей компании, разделить их по отделам и сделать свои собственные пометки относительно того, какие функции выполняет каждый из сотрудников и какое место в коллективе занимает — это нужно для того, чтобы вы смогли соотнести свое представление о позиции с мнением коллег.
2. Назовите три слова, которые идеально описывают компанию.
Обязательно фиксируйте эти слова для себя, а затем посмотрите, какие из них сотрудники употребляют наиболее часто — во-первых, это будет полезно для вас, чтобы определить, какой же видят компанию ваши коллеги и как лучше представить бренд, во-вторых, вы сможете это использовать в рамках рекрутинговых и брендинговых кампаний.
3. Каковы, как вам кажется, ценности компании и как лично вы их для себя понимаете?
Если у вас в компании есть что-то вроде собственного кодекса, в котором обозначены ценности вашей компании, то, разумеется, сотрудники должны быть с ним ознакомлены. И вот об этих ценностях и должна идти речь — что для сотрудника значит «ответственность», а что «корпоративная культура»? Все имеют право на интерпретацию, тем более если видят работу компании изнутри. Так что прислушайтесь к своим коллегам и постарайтесь сформулировать «ценности без купюр».
4. Какие социальные сети вы используете в личных целях?
Кто-то, например, использует ВК только для того, чтобы слушать музыку, на Facebook он публикует посты со своими заметками, общается с друзьями, а в Twitter иногда жалуется в тоскливые времена (. Все по-разному используют социальные медиа. Знать ответ на этот вопрос нужно, чтобы понимать, где обитают потенциальные кандидаты и пассивные кандидаты. Скажем, если 90% ваших сотрудников используют Facebook и Instagram в личных целях, то можете смело начинать рекрутинговую кампанию там. Следующий вопрос, впрочем, тоже для этого. Чтобы понять, насколько пересекаются ответы.
5. Какие социальные сети вы используете для делового общения?
Кстати, вполне вероятно, что ваши сотрудники ответят, что не ведут деловую переписку в социальных сетях. Это тоже непременно стоит учитывать.
6. Какие социальные сети, как вам кажется, наиболее подходят для поиска работы?
Может быть у ваших сотрудников есть опыт? Этот вопрос также поможет вам сориентироваться. Таргетинг вашей следующей вакансии или рекрутинговой кампании будет настроить уже проще. Используйте все эти вопросы, чтобы составить некий портрет вашего сотрудника и вашего кандидата одновременно. Старайтесь хоть как-то разделить сотрудников на возрастные и гендерные группы и затем выведите для себя все это в систему, инфографику, в Excel хотя бы. Тогда вам будет намного (намного!) проще ориентироваться в том, где публиковать, что публиковать и в каких целях.
7. Слышали ли вы о нашей компании в процессе поиска работы?
Вообще, согласно идеальному сценарию, вы должны быть в курсе, где и как узнали ваши сотрудники о компании и о вакансии. Так как это позволит вам проверить эффективность каналов коммуникации — а еще этот вопрос обязательно стоит добавить в ваш must-ask лист для собеседований, чтобы понять, какого возраста и на какие позиции, например, вы смогли привлечь кандидатов с помощью социальных медиа.
8. Сколько времени вы проводите в социальных сетях в день?
Только не пугайте своих коллег — вопрос не из разряда «сейчас проверим твою продуктивность», а опять же для понимания активности ваших сотрудников и потенциальных кандидатов, которую они регулярно осуществляют на социальных платформах. Скажем, ваш главный бухгалтер проводит около 2 часов в день в Одноклассниках (и это нормально), а сотрудник отдела маркетинга проводит 2 часа в день в Instagram — вот и сложилась карта действий и поведения ваших коллег в социальных сетях. И она тоже может быть вам крайне полезна.
9. Как вы считаете, какие эмоции должны возникать у кандидатов при онлайн-знакомстве с компанией?
Сначала кажется, что ответ на этот вопрос может быть только один: «непреодолимое желание начать работать». Но это вовсе не так. В некоторых, например, проснется азарт, кто-то вдруг подумает о том, что его работа не дает ему ничего (а значит он начнет тосковать и из пассивного кандидата может вдруг стать очень активным), а кто-то вдруг почувствует, что готов поменять весь мир. Так что поинтересуйтесь у коллег, как им кажется, какое чувство преобладает.