Наставничество — это партнерство между двумя людьми, основанное на доверии.
Основные столпы наставнических отношений между сотрудниками:
- Конфиденциальность — Наставник создает своему подопечному (наставляемому) безопасную обстановку для обсуждения вопросов, связанных с работой, и изучения вариантов решения проблем.
- Независимость — Наставники, как правило, выбираются не из числа непосредственного рабочего коллектива наставляемого, равно как и не из числа его вышестоящих руководителей, чем обеспечивается большая конфиденциальность взаимоотношений, а также «свежий» взгляд на проблемы со стороны наставника.
- Положительная развивающая деятельность — Основной упор в наставничестве делается на развитие не профиссиональных, а дидерских навыков, которые позволяют эффективно выполнять функции руководителей и успешно добиваться карьерных результатов.
Наставники способны дать своим подопечным правильное представление о структуре работы организации, функционировании неформальных сетей, а также познакомить их со своими взглядами на трудности, с которыми им приходится сталкиваться, и на перспективы, которые перед ними открываются. Наставляемые в свою очередь задают основной тон взаимоотношений и помогают установить направления для удовлетворения потребностей в своем развитии.
- Самостоятельность — Целью наставничества является достижение самостоятельности. Наставники призваны не решать лидерские или карьерные проблемы, а скорее указать на проблемные моменты и помочь найти выход из сложившейся ситуации. Благодаря искусству правильно задавать вопросы наставники помогают более четко определить точку зрения своего подопечного, предлагая в то же время свое мнение по тем или иным проблемным моментам.
- Взаимопонимание и доверие — Взаимопонимание и доверие вырастают из обмена мнениями и мыслями. Как наставник, так и наставляемый, оба стремятся к достижению общего полезного эффекта от развития двусторонних взаимоотношений, направленных на приобретение необходимого опыта.
ПРИМЕР ПОЛИТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРИМЕР СОГЛАСШЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
ПРИМЕР СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ НАСТАВНИКОМ И СОТРУДНИКОМ
ПРИМЕР ПОЛИТИКИ ОБ ОБУЧЕНИИ И НАСТАВНИЧЕСТВЕ
СОГЛАШЕНИЕ О КОУЧИНГЕ СОТРУДНИКА
Содержание
Бесплатный каталог политик и процедур по развитию персонал
РОЛЬ НАСТАВНИКА
В каждом конкретном случае взаимоотношения между наставниками и наставляемыми характеризуются какие-то своими особенностями. Роль наставника при этом всегда остается неизменной. В силу того, что целью наставничества является развитие личных и лидерских способностей наставляемого, наставник должен уметь реагировать на потребности наставляемого таким образом, чтобы это способствовало поиску подопечным самостоятельных решений. Наставники, таким образом, предлагают себя наставляемым в качестве вспомогательного средства. Вот перечень некоторых областей, в которых большинство наставников могут оказать содействие своим подопечным:
- Организационный, управленческий опыт
- Знание людей, их связей и корпоративных интересов
- Знание сетей и межгрупповых корпоративных интересов
- Знание карьерных возможностей
- Жизненный опыт
- Технические и профиссиональные знания
У наставника, как правило, будет ценный опыт и знания в следующих облостях:
Понимание всех тонкостей культуры организации — ее ценностей, процессов, политики и стратегий, необходимых для карьерной реализации. Опыт работы и взаимодействия с людьми в целом, возможно правильное понимание отдельных людей, с которыми наставляемому приходится взаимодействовать. Знание неформальных групп и интересов, существующих внутри структуры организации, а также котактов, с которыми наставляемому возможно придется установить связь, либо которые придется развивать самому.
Понимание путей и вариантов карьерного роста внутри организации, вероятной перспективы их развития в будущем, а также возможный непосредственный опыт работы по профилю, представляющему наибольший интерес для наставляемого.
Опыт, накопленный наставником за свою жизнь, либо проблемные моменты, с которыми пришлось столкнуться, представляющие пользу для наставляемого сейчас или в будущем. Рабочий опыт, как технического, так и управленческого характера, который может пригодиться наставляемому при выполнении текущих или будущих должностных обязанностей.
Перечень является неокончательным, а удовлетворение всех его критериев не является обязательным. Он скорее призван служить в качестве фактора, стимулирующего осмысливание наставниками собственных ресурсов и выбор наиболее пригодных из них для использования при наставлении своих подопечных. Стоит, однако, помнить, что хорошие наставники сами стараются не участвовать в процессе – они наблюдают, скорее поощряя действия, чем сами выполняя работу за наставляемых. Наставники, как правило, выполняют функцию объективного помощника и являют собой пример идеального доверенного лица.
Эффективный наставник:
- является хорошим слушателем
- активно интересуется личными лидерскими качествами наставляемых и их развитием
- доверяет другим и сам заслуживает доверия
- поощряет действие и проявляет уверенность в достижениях наставляемых
- способен помочь в сохранении доверительных отношений между своим подопечным и его начальником.
РОЛЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Наставник никогда не должен выходить за рамки своей функции, направленной в первую очередь на развитие лидерских качеств наставляемого. Функция наставника имеет временный характер и рассчитана на помощь работнику во время его личностного развития, в то время как функция непосредственного руководителя имеет постоянный характер с упором на выполнение работы. Поэтому руководитель несет ответственность за постановку задач, определение целей, постановку приоритетов, контроль процесса выполнения, выдачу замечаний, аттестацию, развитие, обучение и поощрение сотрудника.
От руководителя требуется поддержка программы наставничества за счет знакомства с ее целями и задачами, а также за счет выделения времени в графике наставляемого достаточного для проведения встреч со своим наставником.
РОЛЬ НАСТАВЛЯЕМОГО
Наставничество направлено в первую очередь на получение пользы наставляемым. Однако, размер той пользы, которую наставляемый может извлечь из общения с наставником, существенно зависит от размера вклада самого наставляемого в эти взаимоотношения. Соглашаясь выступать в роли подопечного, наставляемый берет на себя ответственность за стимулирование взаимоотношений с наставником. Именно в обязанности наставляемого входит установление целей наставничества и управление процессом с тем, чтобы программа шла на пользу его личностному и профессиональному росту. Для этого при установлении взаимоотношений с наставником наставляемый должен:
- знать, чего он хочет добиться от этих отношений
- четко определить, что ожидается от него и насколько реалистичными должны быть цели, поставленные наставником, поскольку все, что может быть достигнуто в процессе партнерства, направленного на обучение, должно вкладываться в собственное развитие наставляемого .
Эффективный наставляемый:
Берет на себя ответственность за управление процессом своего собственного лидерского и карьерного развития.
Выступает инициатором встреч с наставником и принимает активное участие в обсуждениях с наставником своих проблем.
На встречах с наставником приводит в пример ситуации, проблемные моменты и потребности развития, взятые им из реальной жизни.
Открыто обменивается опытом, самостоятельно размышляет, приводит грамотные контраргументы.
Готов к получению справедливых замечаний.
Реализует согласованные действия и сообщает наставнику о ходе из реализации.
Проводит анализ встреч в рамках программы наставничества по итогам 6-12 месяцев.