Должностная инструкция интервьюера ИНСТРУКЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА I. Общие положения 1. Интервьюер относится к категории специалистов. 3. Интервьюер должен знать: 4. Назначение на должность интервьюера и освобождение от должности производится руководителем предприятия по представлению (менеджера по персоналу; иного лица) 5. Интервьюер подчиняется непосредственно (менеджеру по персоналу; иного лицу) 6. На время отсутствия интервьюера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. II. Должностные обязанности Интервьюер: III. Права Интервьюер имеет право: IV. Ответственность Интервьюер привлекается к ответственности:
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА, МЕНЕДЖЕРА ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА
Менеджер по подбору персоналу руководит работой по трудовым ресурсам, а вот первичным отбором кандидатов на вакантные должности как раз и занимается интервьюер (Employment Interviewer). В данном случае подразумевается штатный сотрудник предприятия, который проводит профессиональный отбор кандидатов на должность из числа претендентов. Иногда эта должность называется «консультант по персоналу», «координатор трудовых ресурсов», «специалист по развитию трудовых ресурсов» или «менеджера по занятости».
Работа интервьюера имеет двойное назначение — с одной стороны, он занимается первичным отбором квалифицированного персонала в соответствии с требованиями к кандидатам, установленными менеджером по персоналу или руководством предприятия, с другой — фактически является работодателем по отношению к кандидатам, прошедшим отбор.
Задачей интервьюера является проведение первичных собеседований и анализ возможности дальнейшего тестирования кандидата на профпригодность.
Менеджер по персоналу устанавливает определенные требования к кандидатам на вакантные должности: по типу образования, опыту работы, уровню профессионализма, а интервьюер разрабатывает соответствующие критерии оценки данных кандидата.
Первый этап работы интервьюера — организация размещения объявлений в СМИ об открытых вакансиях и требованиях к кандидатам. На втором этапе — обработка полученных резюме и приглашение кандидатов, данные резюме которых позволяют сделать предварительный вывод о них как о потенциальных кандидатах на имеющиеся вакансии. Третий этап — собеседование, в ходе которого уточняются данные кандидатов, формируется мнение об их личностных качествах, способности работать в коллективе предприятия, психологической совместимости. Далее — последний этап предварительного отбора — проведение профтестирования, отбор прошедших его и направление их на финальное собеседование к менеджеру по персоналу для принятия окончательного решения о приеме на работу.
В последнее время все большее и большее распространение получает компьютерная методика отбора кандидатов с целью «объективизации» данных. Это объясняется тем, что трудовым законодательством (ст. 64 ТК РФ) запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Под необоснованным отказом законодательством подразумевается дискриминация прав кандидата на должность по половым, расовым, национальным, языковым признакам, социальному, имущественному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников.
Во многих странах порядок интервьюирования кандидатов на вакансию закреплен законодательно, вплоть до вопросов, которые разрешается задавать кандидату. Это сделано не только с целью защиты личной жизни гражданина от излишнего любопытства, но и с целью предотвращения дискриминации.
Однако в российском трудовом законодательстве допускаются предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Данные предпочтения и исключения как раз и могут быть выяснены при персональном контакте с претендентом, к тому же интервью — простой, быстрый и понятный каждому метод.
Другое дело, что кандидат на должность самого интервьюера должен обладать такими качествами, как объективность и беспристрастность. Вопросы, задаваемые кандидату на вакантную должность (профессию), могут быть разнообразными по форме построения. Хороший интервьюер с помощью продуманных вопросов может извлечь максимум достоверной информации о претенденте. Однако необходимо помнить, что перечень вопросов, задаваемых претенденту, может не только дать представление о тех или иных качествах кандидата, но и сформировать у последнего отношение к имиджу предприятия. Это означает, что подходить к вопросам профотбора необходимо не только в рамках закона, но и в соответствии с этикой и нравственностью.
Поэтому кандидат на должность интервьюера сам должен обладать этикой делового общения, быть немного психологом и педагогом для того, чтобы заданные вопросы не были неприятны человеку. «Человек может догадываться об этом, но не должен этого ощущать» — вот желаемый итог разговора с кандидатом, не прошедшим отбор, — он должен уйти с чувством собственного достоинства.
Хотя большинство работодателей и стремится нанять на должность интервьюера лицо, имеющее высшее гуманитарное образование (т.е. психолога, журналиста, юриста и др.), это не всегда является обязательным условием, так как опыт работы в сходных сферах деятельности и личные навыки кандидата в данном случае имеют больший приоритет.
В связи с появлением на рынке труда новых видов должностей, а значит созданием новых вакансий, аналитиками прогнозируется устойчивый спрос на специалистов такого рода.
Основными задачами интервьюера являются: организация состязательного отбора кандидатов на открытые вакансии; проведение первичного отбора претендентов на открытые вакансии и места; определение профессиональной квалификации претендента; заполнение открытых вакансий квалифицированными работниками; проведение консультаций по профтестированию внутри предприятия; формирование имиджа предприятия на рынке труда.
2. На должность интервьюера назначается лицо, имеющее
(высшее; среднее)
профессиональное образование, опыт кадровой работы не менее
.
(1 года; 2 лет; др.)
3.1. Трудовое законодательство.
3.2. Конъюнктуру рынка труда, рабочей силы и образовательных услуг.
3.3. Информационные базы данных рынка труда.
3.4. Специфику условий работы на предприятии.
3.5. Методики профотбора и технику составления тестов на профпригодность.
3.6. Основы общей и специальной психологии, социологии и психологии труда.
3.7. Этику делового общения.
3.8. Методики найма, отбора и подбора персонала, проведения собеседования, тестирования.
3.9. Основы организации кадрового делопроизводства.
3.10. Квалификационные справочники должностей служащих и профессий рабочих.
3.11. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
3.12. Правила внутреннего трудового распорядка.
3.13. Правила и нормы охраны труда.
3.14. Политики и процедуре в области подбора персонала
7. .
1. Подготавливает тексты объявлений об открытии вакансий и размещает их в средствах массовой информации.
2. Осуществляет обработку поступивших резюме, анкет оценки кандидатов, устанавливает контакты с кандидатами.
3. Составляет графики собеседования .
4. Определяет вопросы, на которые в результате интервью должны быть получены ответы, и разрабатывает методики оценки ответов.
5. Проводит собеседования путем формулирования вопросов и получения ответов на вопросы, связанные с требованиями к конкретной профессии или должности, проверяет рекомендации и правдивость данных кандидатов.
6. Составляет отчеты о проведенных интервью.
7. Определяет профессиональные навыки и знания кандидата, сопоставляет их с текущими потребностями предприятия по данной позиции в штатном расписании.
8. Составляет аналитические материалы, содержащие оценку личных качеств кандидата, психологической совместимости с коллективом предприятия.
9. Дает заключение о степени соответствия кандидата необходимым требованиям.
10. Сообщает кандидатам результаты собеседования.
11. Организует встречу с кандидатами, прошедшими собеседование, для тестирования, введения в суть работы, ознакомления с корпоративной политикой предприятия.
12. Представляет кандидатов, прошедших заключительные этапы отбора, менеджеру по персоналу.
13. Вносит предложения по улучшению процесов подбора кадидатов компании и регламентов проведения собседования.
1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Скачать
Скачано: 185