“При сравнении с деловым окружением до 1990 года, т.е. до начала информационной эпохи, можно найти массу признаков того, что текущие социальные и экономические условия следует описать именно в терминах VUCA (волатильный, неопределенный, сложный и неоднозначный).” Билл Гейтс 

Что такое VUCA концепция

Сокращение VUCA впервые появилось в языке военных в 90-х годах, после чего проникло в лексикон бизнесменов. Акроним VUCA стал популярным способом описывать бизнес реали сегодняшнего делового мира. В 2010 и 2014 гг. компания IBM провела серию интервью с исполнительными директорами многонациональных компаний. В ходе опроса многие из лидеров глобальных корпораций описывали современные реали бизнеса, как мир в котором:

  • растет число взаимосвязанных национальных экономик, обществ и правительств;
  • ширятся процессы глобализации;
  • ускоряются процессы внедрения технических достижений;
  • мы находимся в активной фазе цифровой революции;
  • налицо культурное разнообразие мира;
  • ширятся «системные разрывы» на мировом рынке. (IBM, 2010 г.)

Вообщем и целом, мир рушится, растет, меняется и усложняется одновременно и стремительно быстро на глазах изумленных и растерянных руководителей компаний.

Компания IBM в своем отчете также отметила, что с момента первого исследовательского проекта в 2004 году, многие лидеры организаций показатель “сложность» (business complexity) заменили на “управление изменениями” (change managment) в списке самых трудных задач для бизнеса на текущий момент.

Интересен тот факт, что исследовательский проект IBM показал, что организации, которые, по мнению исполнительных директоров, плохо справляются с прессингом VUCA реальности, зачастую имеют слабое представление о природе «сложностей», с которыми они имеют дело. Специалисты IBM обнаружили, что в среднем организации с хорошими финансовыми показателями отстают в восприятии реальной сложности бизнес среды VUCA мира только на 6%. В компаниях с низкой организационной эффективностью по финансовым показателям разрыв между интерпретацией сложности бизнес реалий и реальным состоянием дел может достигать 52%. Вывод, который напрашивается их этой статистики, — причины многих финансовых неудач компаний лежат в  хронической недооценки скорости и сложности изменений бизнес среды VUCA.

Стратегия лидерства VUCA

На протяжении десяти лет с 2005 по 2015 гг. в колледже Ашридж проводились исследования по оценке восприятия глав компаний и топ менеджмента вопросов, связанных с спецификой  окружением VUCA. В исследовании приняло участие 2500 руководителей руководящего звена крупнейших международных компаний. Основной вопрос, который задавался на интервью: Что вы знаете сегодня из того, о чем вы мечтали знать десять лет назад?

Большинство ответов группировалось вокруг семи тем, важных для лидера организации в условиях VUCA среды:

1. Чувство самосознания (Self -awareness)

Подавляющее большинство руководителей ведущего звена, опрошенных в колледже Ашридж, дали ответ «чувство самосознания». Это говорит о важности для современного лидера точной и реалистичной самооценки и знания и умения использовать свои собственные сильные и слабые стороны, а также об угрозе «гипер-реагирования», приводящем к «эмоциональному всплеску» и срывам на рабочем месте. В ходе интервью формулировались такие заявления как, — «быть честным с собой в любой ситуации; признавать собственные недостатки. Уметь эффективно балансировать между сохранением своего аутентичного, естественного лидерского стиля и  умением подстраиваться под нужды бизнес реалий и конъюнктуру текущего момента.”

2. Работа в условиях неопределенностью (Ambiguity)

Лидеры компаний из различных стран и индустрий были едины в своем мнении, что определенность и предсказуемость — два слова, которые должны исчезнуть из  славного запаса современного лидера. «Чем быстрее вы, как лидер VUCA мира, осознаете этот факт и приспособитесь к современному состоянию дел, тем лучше для вас лично и вашего бизнеса.». “Времена стабильности канули в Лету. Все,  нет их, забудьте про них. Научитесь развивать бизнес в ситуации, когда все движется в противоположных, взаимоисключающих направлениях. Все меняется еще раньше того, как вы сообразили, как ваш бизнес будет на это реагировать. А вам все равно нужно принимать решения.”

3. Сила нетворкинга (Networking power)

В VUCA мире для компаний важно создать и поддерживать работоспособной широкую сеть внешних контактов на всех уровнях власти и социального окружения. Ведь «вчерашний враг может завтра стать начальником. Ваш вчерашний конкурент может стать вашим новым стратегическим партером.” В VUCA мире нет зафиксированных правил и диспозиций, поэтому жизненно важной задачей VUCA лидера является умение развивать в себе навыки договариваться с кем угодно и о чем угодно, в не зависимости от опыта предыдущего общения.

4. Выход за пределы зоны комфорта (Out of your comfort zone)

В отношении ролевого поведения руководителя в условиях VUCA реальности, многие лидеры говорили о необходимости:

  • мыслить нестандартно и радикально;
  • не отбрасывать сразу варианты, если они вам кажутся примитивными;
  • рассматривать идеи, которые относятся к категории “ а что, если в порядке бреда, но мы попробуем…”

5. Управление талантами (Talent managment)

В ходе интервью возникали темы, связанные с ролевым моделированием поведения руководства и агрессивной политикой найма и развития потенциальных сотрудников. Звучали комментарии, следующего характера — «не бояться брать на работу более талантливых кандидатов, чем уже работающие сотрудники, важность понимания индивидуальных мотивационных запросов каждого сотрудника компании; и что первое впечатление о сотрудниках не всегда верное”. Многие топ-менеджеры отмечали собственные ошибки, связанные с наймом персонала на руководящие позиции, когда человек подбирался на позицию исходя из профессиональных знаний, а не по критериям его совместимости с ценностями и культурой компании и способностью эффективно адаптироваться в быстро меняющейся VUCA среде.

6. Продвижение по карьерной лестнице (Career courage)

Нужно иметь смелость чтобы сделать «шаг вверх», если представится такая возможности, даже если вы не чувствуете, что полностью готовы на это; следует быть готовым шагнуть в неизведанное и быть готовым бороться с трудностями — таковы были сожалеющие комментарии руководителей ведущих мировых компаний. ”Если бы я раньше понял, как важно сделать смелый шаг вверх по служебной лестнице и своевременно реагировать на новые возможности вместо того, чтобы оставаться парализованным от мысли потерять безопасность и не думать как на это посмотрят другие».

7. Сбалансированная жизнь (Work-life balance)

Вопрос отношения к равновесию между работой и личной жизнью с горестью отмечался многими респондентами исследования колледжа Ашридж. «Нужно знать, когда остановиться», «не следует перегружать себя работой”. Или «что-то с тобой происходит, когда тебе исполнится 40, что полностью меняет представление о ценностях жизни. Ты резко начинаешь осознавать, что жизнь гораздо больше, чем работа и офис.”  Сожаления, связанные с ночными переработками, долгими командировками, пропущенными детскими праздниками и важными семейными датами, угроза  безалаберного отношения к своему здоровью и стрессовый образ жизни зачастую выходили в топ лист самых  больших ошибок, которые, по мнению топ руководителей, они сделали в своей карьере.

Реальность VUCA

Понятие VUCA, как точное описание бизнес реалий первых 10 лет двадцать первого века, прочно вошло в обиход современного бизнес языка. Аналитики спорили и спорят о том, как будут развиваться события на мировых рынках. Единственное в чем они единогласно сходятся, это в утверждение, что будущее принесет нам еще большую степень волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Поэтому — “Добро пожаловать в VUCA мир!” —  новые лидеры новых бизнес реалий, скучать вам точно не придется. И каким будет ваш ответ на вопрос: Что вы знаете сегодня из того, о чем вы мечтали знать десять лет назад?- покажет время.

Блог HR-практик

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

0.5