У каждого нового сотрудника первые дни пребывания на работе вызывают смешанные чувства эмоционального возбуждения и тревоги. Многие задают себе вопрос о том, правильным ли было решение трудиться именно в данной компании и стараются найти подтверждения правильности своего выбора. Возможно, что в этот период наиболее способные новички все еще продолжают получать приглашения от компаний — конкурентов. Следовательно, именно в этот период необходимо предпринять такие действия, которые помогут вновь нанятым сотрудникам почувствовать, что им рады, что они могут рассчитывать на всяческую поддержку и что они способны продемонстрировать все, на что способны. С первого дня знакомства напарник должен делать все, чтобы новый сотрудник не чувствовал себя чужим. Напарник (buddy) – это дружески расположенный к новичку коллега по работе, готовый ответить на все вопросы и помочь c адаптацией. Обычно напарник знакомит новичка с другими коллегами по работе, берет его с собой на обед, показывает здание и расказывает о гласных и негласных нормах и правилах коллектива. В первые несколько недель наставник обычно регулярно общается с новичком, чтобы убедиться, что у того все в порядке и что он успешно интегрируется в новый коллектив.
КАК ВЫБРАТЬ НАПАРНИКА?
- НАПАРНИК должен иметь необходимую мотивацию и желание выполнять свою роль. Это добровольная роль.
- Иметь навыки выполнения функций, которые приходится выполнять новому сотруднику (не обязательно занимать в данный момент аналогичную должность).
- Знать и разделять корпоративную культуру компании.
- Быть равным новому сотруднику по положению, чтобы тому было проще с ним общаться.
- Иметь примерно тот же возраст, сходные личностные особенности и опыт, что и новый сотрудник.
- Обладать терпением, навыками коммуникаций и межличностного общения.
- Уметь поставить себя на место другого, помнить, что такое быть «новичком» и понимать нужды нового сотрудника.
- Уметь работать в команде и радоваться достижениям других.
ТОВАРИЩ ТОЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
В эффективной системе товарищеской взаимопомощи необходимо четко определить роли напарника и нового сотрудника с тем, чтобы исключить дублирование функций товарища, ментора, наставника или менеджера. Очень важно, чтобы напарника:
- Обладал временем, которое он мог бы уделить новому сотруднику.
- Мог получить консультации инструкции относительно своей роли и ответственности у линейного менеджера.
- Понимал роль других (линейного менеджера или советника по кадровым вопросам) в адаптации новых сотрудников.
- Имел возможность получить поддержку у опытного сотрудника, если у нового сотрудника появляются необычные вопросы (вопросы, на которые ему трудно ответить самому).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ РОЛЕЙ И СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Линейный менеджер: Обеспечить успешное завершение процесса адаптации для каждого вновь нанятого сотрудника (подотчетность)
Менеджкр по кадровым вопросам: Выполнять роль координатора на всем протяжении процесса адаптации (нести ответственность)
Напраник: Оказывать техническую и моральную поддержку и способствовать культурной ассимиляции нового сотрудника через налаживание открытых равноправных отношений.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна
Интересные материалы на эту тему:
Оценка по методу «360 градусов»: пример опросника