Раньше такого слова-то никто не знал. Работали за идею, из интереса и любви к своей профессии, чтобы прокормить свою семью, потому что не работать было нельзя – был закон о тунеядстве, ну и т.д. Двигателем людей были либо идеи, либо деньги. В общем то и сейчас так же и происходит, просто некоторое время назад появилось новое модное слово «мотивация», которое присутствует повсеместно абсолютно во всех умных кадровых циркулярах, где рассказывается о том, как нужно мотивировать своих сотрудников для достижения максимальной отдачи от них. Мотивации есть разные. Для большинства сотрудников – это конечно же повышение заработной платы, для многих – продвижение по службе. Профессиональные амбиции, несомненно, играют ведущую роль в росте и развитии персонала. Возможность карьерного роста – прекрасная мотивация. Но не все амбициозны, поэтому кадровые службы стараются придумать ряд мотиваций и для неамбициозных сотрудников. Это может быть улучшение социального пакета, прибавка к зарплате, годовая премия, или корпоративная пенсионная программа и т.д.. Что бы это ни было, практически во всех случаях мотивация означает немалые материальные затраты для компании-работодателя в той или иной форме. Времена энтузастов-строителей-бессеребренников нового коммунистического общества давно прошли, и работать за идею сейчас вынуждены часто только врачи и учителя государственных учреждений. Об это можно с большой горечью говорить отдельно, но это сейчас не наша тема. Мы говорим все-таки о компаниях, не связанных с госбюджетом. Все шло нормально, сотрудники мотивировались, компании их развивали и поощряли, кадровые службы занимались повышением работоотдачи персонала, организовавали тренинги и различные мотивационные мероприятия, и вдруг – о ужас! Пришел КРИЗИС. Все ценности сразу поменялись. Стало не до жиру – какие мотивации и какие дополнительные затраты?! Мотивация осталась всего одна — сохранение места работы как такового! Тут нужно просто удержаться на своем рабочем месте! Народная мудрость сразу заявила, что сейчас модно иметь не мобильный телефон, а рабочий. Отделы кадров вместо придумывания мотиваций занялись новым делом — чисткой персонала с целью уменьшения его количества. Мотивировать вообще никого больше не нужно! Все старые мотивации канули в лету. Хочешь повышения? О чем это ты?! Скажи спасибо, что не увольняют. Премию хочешь? Скажи спасибо, что зарплату платят. Как удобно – никаких излишеств! Не нужно ничего изобретать, персонал напуган и работает как заведенный – лишь бы не уволили. Происходит самомотивация персонала. Благодать для кадровой службы – знай пожинай трудовые подвиги!
Кризис пройдет. Отделы кадров начнут набирать новый персонал взамен уволенного во времена кризиса. Этот новый персонал нужно будет обучать, а потом начитать мотивировать. Новые затраты тут неизбежны. Это круговорот, который никто не отменял, естественный ход событий. И все же – а нельзя ли как-то почеловечнее относиться к сотрудникам, которые всегда проявляли свою лояльность компании? Нельзя ли в период кризиса максимально сократить расходы на какие-то другие нужды, которые не затрагивают человеческий фактор? Все мы прекрасно знаем, что человеческие ресурсы – это залог успеха любой компании. Так будем же относиться к этому со всей серьезностью, так как кризисы проходят, а лояльность сотрудников — вещь хрупкая.
Интересные материалы на эту тему:
Больше денег = меньше результата