Арик Ахвердян
Информация о нас собирается независимо от того, хотим мы этого или нет. Банки, ретейлеры и поставщики различной продукции и сервисов первыми начали использовать полученные данные для своих интересов. Последними будут компании, занятые поиском людей. Если сейчас доля человеческого фактора при поиске сотрудника составляет около 95%, то к 2035 году этот показатель упадет до 30%. Когда технологии научатся идентифицировать нужного человека за несколько секунд, используя, например, данные по лайкам в социальной сети, то основным блоком в найме станет коммуникация. Еще через некоторое время важность коммуникации заменится скоростью предложения лучших условий. Пример компании Cambridge Analytica, которая использовали подобные технологии в поддержку Дональда Трампа, говорит о близости того времени, когда корпорации будут биться не за рекламные площадки, а за терабайты информации о нас с вами.
На поиск кандидатов в среднем уходит около 40-60% от времени на закрытие вакансии. HR-специалисты давно ищут способ сделать этот процесс максимально эффективным. Сегодня уже есть технологии, которые помогают искать информацию чуть быстрее, но они еще на начальной стадии своего развития и используют только данные, открыто опубликованные на работных сайтах или социальных сетях. Эти технологии будут развиваться и с использованием искусственного интеллекта смогут оценивать цифровой след, делая выводы и сопоставляя с требуемыми характеристиками. Любого специалиста можно будет идентифицировать и выйти с ним на связь всего за считанные секунды, просмотрев миллионы профилей. Биографические и карьерные данные, личностные качества, политические предпочтения, интересы, привычки, хобби — никаких секретов от работодателя.
Большие данные станут обязательным условием для игры на рынке рекрутмента. Компании, которые сегодня специализируются на каких-либо HR-технологиях, будут адаптировать свою деятельность с учетом нейронных сетей и машинного обучения. Например, технологии по распознаванию лиц будут использоваться и для оценки фото в резюме или соцсети, и для оценки видеоинтервью (стартап, который представляет автор текста, развивает технологию в этом сегменте. — дисклеймер Forbes). Представьте: вы получили не только видеозапись с ответами кандидата, но и полное досье, собранное из разнообразных источников. Технология проанализирует его мимику, жесты и голос, определит по этим данным темперамент, уровень стресса и даже процент искренности. Кроме того, программа расскажет, в какие магазины ходит соискатель и какие продукты он покупает, как часто посещает спортзал и с какой нагрузкой занимается, связан ли с криминалом и возвращает ли кредиты в срок. Больше не будет необходимости задавать вопрос «расскажите немного о себе», так как человек уже не сможет выбирать, что о нем будут знать. Все самое главное узнает машина.
«Зеты» растут в цифровую эпоху, где мобильные платформы пользуются большей популярностью, нежели ПК. Это значит, что отдельным требованием к интерфейсу любых HR-сервисов будет адаптация под мобильные устройства — как минимум. Скорость и удобство — два решающих фактора для поколения Z. Избалованные «зеты» привыкают к функциональным мобильным приложениям, и одного сайта им, скорее всего, будет недостаточно. Кроме того, переписке по e-mail поколение Z предпочитает обмен мгновенными сообщениями в мессенджерах. Нанять сотрудника в один клик и получить работу по СМС для «зета» должно быть проще, чем зарегистрироваться на hh.ru.
Точность подбора в будущем увеличится в разы. Возьмем, например, такой критерий, как cultural fit, – соответствие культуре компании. Оценка данной характеристики будет происходить не субъективно человеком, а основываясь на анализе всех 50, 500 или 5000 сотрудников компании, сопоставив с личностными характеристиками будущего сотрудника. Это приведет к повышению эффективности бизнеса. Каждый сотрудник будет чувствовать себя «на своем месте»: его выбрали из огромного количества обитателей сети – то, где он сейчас, лучшее совпадение по всем критериям, т.е. его досконально изучили, сравнили с возможностями на этом месте работы и спрогнозировали его возможности. «Офисные войны» станут бессмысленной затеей: все политические игры внутри компании будут разоблачаться несколькими кликами. Целый штат идеальных работников сведет к минимуму роль человеческого взаимодействия и отношений внутри коллектива. Впрочем, если для работодателя будет важна дружеская атмосфера, он сможет задать в поиске нужные качества и выбрать себе команду именно по этому критерию.
Да, сегодня подобные рассуждения вызывают у многих раздражение и даже страх. Но если сейчас досье на каждого пользователя интернета собирается тайно, в будущем это будет происходить абсолютно открыто и легально. Чем больше времени он будет проводить в сети, тем больше шансов у него будет получить хорошую работу, найти подходящих друзей и выбрать спутника жизни. Со временем цифровой дауншифтинг — отказ от интернета и «заметание» следов — станет совершенно непрактичным занятием. Без своего места в глобальной базе данных будет невозможно получить работу даже на самых массовых позициях.